Сибирские огни, 1925, № 3
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ I. «Октябрь» № 3-4. Ежемесячный ли тературно-художественный журнал ВАПП. Москва, Госиздат, 1925 г., тираж 5000 эк., стр. 256, цена 2 руб. __-Н астоящий номер журнала «Октябрь» является поворотным номером, выкинув шим, как и партия в целои*, лозунг: «Ли цом к деревне!» И действительно, этот ло зунг—не одни пустые слова. Весь (почти) номер журнала посвящен деревне и ее во просам. Выявляются на страницах журна ла молодые, или мало известные силы и, так или иначе, хотят изобразить совре менный лик деревни. Исключением в этом номере являют ся: А. Свирский с рассказом «Стальное сердце» и все поэты, в том числе и украин цы, переведенные С. Малаховым. Заглавной вещью журнала надо счи тать рассказ А. Хованской—«Волчий лог». У автора хороший, крупный язык. Видно, что он в литературе не совсем новичек. Кроме того, чувствуется знание деревни нашей, сегодняшней. Этот рассказ мог бы выиграть во многом, если бы он закончил ся так, как начался. Начат рассказ в по вествовательной форме, с описания самых мельчайших подробностей села Волчий Лог, «го жителей и окружающей природы, и под конец, словно автор утомился, и чтобы ско рее дойти до желанного конца, связал об рывки событий, угробил в снегах челове ка, накормил им голодную волчиху и кон чено. От этого рассказ получился куцым, неоконченным. Вот те недостатки, по-наше му, которые умаляют значение рассказа «Волчий лог». Не плох также рассказ Логинова-Лес- няка «Дочь Земли», но автор слаб в изо бразительности. Он оперирует фактика ми, держа руку под козырек, и не знает, не замечает фактов крупных, не умеет изо бразить того, чем живет деревня, чем ра дуется и чем мучится. Гораздо слабее двух первых авторов В. Зырянов в своем рассказе «Партизаны парни—лютые». Ничего нового о парти занах в этом рассказе нет. Написан рас сказ на основании уже опубликованных произведений. Только Зырянов своих пар тизан-казаков (для чего ему понадобились казаки, Аллах ведает!) делает для чего-то такими жуткими палачами, которые, буду чи сами казаками, о стычке со своими односельчанами говорят так: — Я седни. жалел казаков! Были там кумовья и дяди. Так пожалел—головы не найдешь к телу приставить. И теток и деток их пожалею... — В землю втопчу!... — Бей желторотое отродье (почему казаки названы желторотыми—непонят но). На отросток не оставляй!.. И так весь рассказ: бей, дави, руби... Масса фальшивых положений и от это го весь рассказ фальшив. Отрадно видеть в журнале рассказ му сульманки Дарьджи Аппековой «Над Ка мой». Правда, рассказ ее, можеть быть, как первая попытка, еще отдает слабостью, но все-же в нем есть прекрасные места и хо рошая увязка темы. Из стихов надо отметить Игоря Сла вина—«Старая Гвардия», Овалова—«Лен- золото», Ив. Васильева—«Любовь», правда, она у него несколько надуманная, комсо мольская: «Даешь любовь!» и так далее. От таких строф стихотворение только про игрывает, и др. Отдел статейный, как всегда в «Ок тябре», посвящен разным «заушиваниям» и крикам «со своего крылечка» на Ворон- ского, Сосновского и др., словом, на всех тех, кто не согласен с «На посту». Одно временно лицам, кои сочувствуют«напостов- цам», выражается одобрение и проч. В номере е?ть библиография и доволь- ро много ВАПП'овской. МАПП'овской и иной прочей хроники. Но 2 рубля—цена очень высокая. Труд но пролетарию читать журнал пролетар ских писателей с такой высокой ценой. Сибиряк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2