Сибирские огни, 1925, № 3
маркам характер отрывков из передовицы провинциальной советской га зеты. Чувство художественного вкуса и меры вообще чрезвычайно часто изменяет Сейфуллиной. Вся повесть «Четыре главы» (вообще говоря, самая слабая изо всего, что ею написано) точно создана для того, чтоб показать, каким проклятием тяго теет над творчеством крупнейших женских дарований бульварно-декадент ский и бирюлечно-эстетический шаблон. Чтобы выписать из нее места, кричащие безвкусицей, надо было бы, пожалуй, переписать половину повести. « I Конечно, у героини «есть в душе какая-то чувствительная -пластика», у ней «душа чешется», она «смеется и ласкает взглядом »; она любит сразу и рабочего Володю, который в ней, «захватив чувствительную актерскую пла стинку», и золотопромышленника Георгия, боится потерять сытую, удоб ную жизнь с Георгием, «но даже для себя закрыла подкладку испуга ». Бро сает Володю, одела «богатую личинку» (оригинальная одежда, не правда-ли?), «плюнула в душу и смотрит ясными глазами». Но «осталась ранка в сердце», «четыре года чистила душу», чтоб стать его достойной... А Володя, про писав мораль из Вербицкой— «вы забыли ненависть—лучше было бы забыть любовь»—обманутый Володя, в ком «проснулась плебейская целость (цель ность) души», жаждет «растоптать» барина-соперника, «чтобы -жалким стало гордое лицо» (какое бессильное несоответствие между «растоптать» и «жалким»!), ему «захотелось взять затейливо причесанную головку и уда рить о пол». Но гордость помогла, сдержался, сжался в комок... За сим, конечно, «повернулся, строгий и сильный, и вышел», унося в свою комнату демонически-вербицкую сентенцию: «А люди... Блеснут глазами, сольются в ласке, а потом харкнут»1)... Довольно, неправда-ли? Пожалуй, не стоило бы демонстрировать эти -.«цветочки» й «ягодки» чудовищной безвкусицы, если бы в самой этой вы ставке сердечных «ранок», душевных «чесоток», богатых «личинок» и «чув ствительных актерских пластинок» не таилось великое обещание для творче ской эволюции автора и неменьшее утешение для всех начинающих писате лей. В самом деле: достаточно вспомнить, что безманерный, мелодраматиче ский конспект — «Четыре главы»—написан за каких-либо два года до поя вления из-под пера того же автора такой густой, такой своей, такой высоко мастерской «Виринеи»—и, право, самый угрюмый критик-мизантроп (а ля Бобров), самый жестокий Пилат, вопрошающий скорбно: «где же новая лите ратура?» (а ля Лежнев, И. Г.)—проникается величайшим оптимизмом отно сительно ближайших возможностей и перспектив молодой, послереволю ционной художественной литературы. Не следует, однако, думать, что в дальнейших работах писательницы мы более не встретим рецидивов безвкусицы, вульгарности, риторики и сю сюкания. Мы еще услышим про «Александра Македонского», что у него «будто гной наседал на сердце, а теперь его выхаркнул»2). Мы еще увидим, как у Литовцева («Путники») «ясно в мозгу — картинка», как в роще тот- же герой, шепча вслух отдельные слова, «только инстинктивно перестал бе 1) См. кн. «Перегной», пов. «Четыре главы», 12, 13, 14, 16, 41, 34, 35, 16,17. Курс, мой—Я. Б. 2) 1 в. 85. 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2