Сибирские огни, 1925, № 3
сти, «зажечь с затылку» белых казаков восстание, с тем, чтобы потом, в раз гаре крцвавой расправы, «сторожкой поступью зверя» прийти к захвачен ной казаками избе за грудным своим младенцем и там, на пороге, в послед ний раз встрепенувшись на плач своего «отростка», найти себе смерть... Виринея дикой огромной скалкой возвышается над скопчески-бес- полыми «синими чулками», в ней нет и грамма лампадной «учительности», но она переросла и шалое озорство Мальвы, и религиозное исступление ми стической Матрены: здесь, в кровяной, плотяной, земляной, мужичьей сти хии нашла она себя, неотрывную от своего пола, от вечной материнской сти хии, от своей бабьей боли и бабьей же, той, что «короче куриного носа»— радости, но она же сумела неукротимо прорваться сквозь это интимное и малое—к вселенному революционному бунту и пышущему молодостью жиз- неутверждению. Именно в этом органическом синтезе женски-полового и скифски- творческого — великая сила и своеобразие. Виринеи в ряду всех, доселе явленных художественной литературой, женских образов. В нем же, в этом синтезе—своеобразный острый аромат мирочувство- вания и жизнеоформления Лидии Сейфуллиной. Трудно, медленно находила свое и себя Лидия Сейфуллина. Мучительно нервно проходит у ней далеко еще не завершенный путь писательского самоопределения. Туго одолевая бесхарактерную манерность языка, постоянно сбиваясь с « бытописательства » на хроникальное «бытоописательство », т. е. по соб ственному ее определению, подменяя «остроту тайного духовного зрения», «сгусток типичнейших черт» «мелочью подсобных», «пресною точностью изображения»1),—Сейфуллина пошла сквозь искус «традиционного» натура листического трафарета, сквозь плоховатую с декадентскими завитушками, стилизацию модного ныне прозаического телеграфного стиля («Четыре гла вы»), заплатила немалую дань влиянию Горького и даже узорчатой прозе и биологическому примитиву жизнеощущения Всеволода Иванова, прежде, чем нашла себя в повести «Перегной», «Правонарушителя^» и, особенно, в «Виринее». Нельзя при этом не заметить, что талантливая писательница, под даваясь тем или иным влияниям, брала у «оригиналов» далеко не самое в них лучшее и ценное. У Горького, например, художница заимствует не его пристальную цеп кость характеристики, не прозрачность и широту пейзажей, не красочность его романтики, но как раз ахиллесову горьковскую пяту: его рационализм, склонность к резонерству и публицизмам. Большая часть героев Сейфуллиной, за исключением таких органиче- ски-монолитных, перенасыщенных горячею кровью образов, как Виринея, именно резонерствует, не ищет, не бьется, не терзается, не мечется, в кро ви и муки жизни, рождая свою правду, а рассуждает, переходит от рацеи к рацее, от головного рецепта к головному рецепту. Автор, в свою очередь, непрерывно суфлирует, подчитывает, подсказывает свои резонерские реп лики, свое «moralite». !) «Сиб. Огни», 1923 г., кн. 1—11. Л. Сейфуллина, «Служитель Совестного су да», см. стр. 235.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2