Сибирские огни, 1925, № 3

„Через нельзя!" (О творчестве Лидии Сейфуллиной). Я. Б. Коричневолосая, «для глазу сладкая и телом крепкая», кержачка—Ви- ринея во дворе поит скот, размышляя о смерти мужа солдатки Анисьи. «Вдруг необычайно отчетливо, будто по-новому, услышала мычанье коровы, живую возню свиньи рядом в хлевушке, ощутила запах навоза и сне­ га и свое живое теплое тело. Черным холодным крылом в мозгу вдруг мысль: как же, как же это? Сразу застынут жилы, остановится кровь, и уйдет все живое из глаз? Будет мычать корова, будет ворошиться свинья, в свой час согреет всех солнышко, а она, Вирка, будет лежать в земле». Сильный страх встряхнул дрожью все тело. Бросила ведро и на ceej, во двор, быстро выбежала. Дышала так жадно, будто, правда, от смерти сей­ час высвободилась. И до конца дня ощущала ясно и радостно крепкое тело свое. Думала ночью: «И скот, и люди, и трава,—все на земле на смерть родится, ну, те хоть думой не маются. А человек обо всем думает, из-за всего старается, что крепко да надолго. И короток живой час у людей, а мы еще сами себя трево­ жим, неволим, сердчушко свое травим»1). Мык коровы, возня свиньи, запах навоза и снега, теплое солнце, Вир- кино теплое тело, скот, и люди, и трава—тут все разом, и слитной нераздель­ ной своей массой идет бессмертной чередой жизни и смерти, зашибая острым ароматом своеобразного мужичьего эпикуреизма: и свинье лестно, и челове­ ку не обидно; и о смерти помнят, и жизнью жадно дышат, и бесятся; и телом весенне томятся, и душу крепким, крутым движением на новую жизнь повора­ чивают—ведь Виринея поутру, после дум этих, уж стучится в окна избы Павла Суслова, чтоб из гулящей, шалой бабенки оборотиться в суровую хозяйку, потом—в большевичку, «за командира»... Именно это необычайное умение связать сквозь слитность бабьего душевного мира физиологическое, звериное, половое с пробуждением лич­ ности, бунтом, под’емом всех душевных сил и составляет суть и тайну изу­ мительно-цельного, зверино-человечьего жизневосприятия Лидии Сейфулли­ ной. Оттого так любит она густыми, жирными, масляными красками живо­ писать нарождающуюся весну, сливающую человека и землю и скотину в одном неуемном желании—жить, цвести, родить: ,.Красная Новь“. 1924 г.. кн. 4, J1. Сейфуллина. «Виринея», повесть. С тр .. 78 ГИЗ. М.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2