Сибирские огни, 1925, № 3

с Уструговым выражал другое желание. 0 6 ‘ясняя Устругову роль между­ союзного комитета, Мороис говорил: — Хотя все комитеты будут совершенно независимы от правитель ства, ни одно мероприятие не будет проведено во вред правительству ад­ мирала Колчака; наоборот, поскольку возможно, мы будем поддерживать группы русских граждан, пытающихся создать Центральное правительство. Комитет будет независим от правительства, дабы ни свержение, ни перелгена последнею не влия ли на ею работу. Не взирая ни на какие политические перемены, могущие произойти в русском государственном устройстве, эти колгитеты останутся и предохранят железные доро- 1 И от разрушения; железные дороги будут всегда действовать. Как видите, у Морриса были весьма скромные желания. События же развертывались не по желанию Морриса.' По мере сужения зоны интер­ венции в Сибири, сужались рамки деятельности междусоюзного комите­ та. По мере наступления Красной армии, сократилась территория дейст­ вий белогвардейских банд и наряду с этим сокращалась миссия между­ союзного железнодорожного комитета. К моменту 1921 г. влияние между­ союзного комитета не выходило за пределы Китайско-Восточной, Уссу­ рийской и части Амурской железных дорог. 0 т ‘езд американской же­ лезнодорожной миссии наступил вскоре после эвакуации войск из Сибири. Притязания союзников, после эвакуации союзных войск, не прекра­ тились. Япония, напр., чувствовала руки развязанными и сделала снова попытку захвата КВЖД. «В начале 1920 года в Харбине состоялся ряд совещаний с участием Хорвата, Гондатги, фон-Арнольда, генералов—Са­ мойлова, Володченко, Плешкова и друп-rx, совместно с членом междусо­ юзного комитета от Японии— Ишисака, на котором был разработан план вооруженного захвата-японцами КВЖД В соответствии с этими планами японские войска сначала заняли ст. Манчжурию, а затем пытались з а ­ нять Хайлар. Одновременно японцы заняли в Бухэду телеграф и в Хар­ бине пытались занять казармы, штабы и другие учреждения. Китайцы бы­ ли предупреждены об этом плане и сразу же двинули против захватчи­ ков свои войска. В Хайларе произошло вооруженное столкновение между японцами с китайцами и чехо-словаками, в результате чего" оказалось убитыми несколько японцев и русский железнодорожник —Писаревский. Так как это грозило разразиться в форменную войну, с участием на стороне китайцев чехо-словаков, а такой оборот не входил в расчеты японцев, их план был разрушен»1). Попытки захвата делались и Францией, но только несколько иным путем. Русско-Азиатский банк, основанный царским правительством для финансирования дороги, как главный акционер ее, был постепенно пере­ лицован путем незаконной скупки акций в русско-французский банк, хотя вывеска оставалась старая. В результате Русско-Азиатский банк, главное отделение которого, находившееся в Ленинграде, было ликвиди­ ровано советской властью, тотчас же после Октябрьской революции са­ мостоятельно заключило, не являясь представителем советского прави­ тельства, дополнительные соглашения с китайским правительством к ос* новному договору 1898 г., о постройке КВЖД. Дополнительное соглаше­ ние между Русско-Азиатским банком и китайским правительством от 2 октября 1920 г. фиксировало за Русско-Азиатским банком право владе­ ния дорогой. >) Павлович (Вельтман) «Советская Россия и Империалистическая Япония». Стр. 103.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2