Сибирские огни, 1925, № 3

4. «Бескорыстная помощь». Дорогой ценой была куплена материальная помощь союзников. План междусоюзного надзора, предложенный Моррисом и принятый колчаков­ ским правительством, включал в себе все предпосылки для безответствен­ ного хозяйничания на подконтрольных дорогах. Предложение союзников, принятое колчаковским правительством, оговаривает: что «вопрос о фи­ нансовой ответственности в связи с надзором остается открытым », а между тем, союзники ни одним словом не обмолвились в своем официальном документе насчет финансовой и технической помощи, если не считать не­ сколько расплывчатых и ни к чему не обязывающих обещаний Морриса. В докладах приморской окружной торгово-промышленной палаты, представленных в 1921 году на Вашингтонскую конференцию, мы находим следующие любопытные данные о финансовой помощи союзников: «По предложению инженера Стивенса—председателя техническо­ го Совета, должен был быть открыть кредит дорогам в размере 20 мил­ лионов золотых долларов, распределенных среди пяти держав, из которых «внеслй свои доли топько Америка и Япония; Англия предложила зачесть в сумму своей доли стоимость товаров, отправленных в распоряжение до­ бровольческой армии, а Китай внес деньгами 500 тысяч золотых долларов».- Но из «вось пи с половиной миллионов долларов золотых (или 17 лгиллионов иен ) 10 миллионов иен были израсходованы деньгами и ма ­ териалами', из них дколо 6 миллионов иен на нужды Китайско-Восточ­ ной железной дороги; на остальные деньги содержатся американская и японская миссии-, так как весь этот кредит должен был быть возмещен будущим русским правительством, то американская и японская миссии содержатся, таким образом, за счет России»1). Гаков был отчет о, так называемой, помощи. Написан он в мягких тонах, ибо у авторов его сердце радостно билось при одном лишь виде французской каски, японского сапога, английского френча и канадской панамы и всех прочих атрибутов союзной ин !ервенции, и к тому же отчет э т о т представлялся Вашингтонской конференции и предназначался, таким образом, конференции тех же самых держав—Америки, Англии,. Франции и прочих, которые участвовали в интервенции. Но даже и эти мягкие тона отчета не в состоянии скрыть действительность. Установленнылг , однако, остается факт, что полющь была оказа­ на в 2 с половиной раза меньше, чем предполагалось, и что добрая поло­ вина помощи ушла в брюхо алгериканской и японской лгиссии. Но повесть о том, как американские инженеры обставили колча­ ковских министров, которые принуждены были з а сотню штыков и ящик снарядов заложить железные дороги, продать себя, своих детей и грязное белье в придачу,—на этом еще не кончается. «Бескорыстная финансовая помощь» предстанет в своем истинном свете, когда выяснится вопрос о регулировании тарифов. Еще в беседе с Уструговым Моррис заявил: — Я полагаю, что, если междусоюзный комитет будет оказыват финансовую помощь железным дорогам, ему должно быть предоставлено право принимать участие в обсуждении тарифных вопросов. Это право союзники, вне зависимости от размера помощи, не заме­ длили, конечно, присвоить себе и даже расширить его до полного вмеша­ тельства в регулировании тарифов. Право регулирования тарифов использовалось союзниками всемерно. Междусоюзный комитет ввел для союзных воинских перевозок специаль­ 1) Доклады Приморск. Торг.-Пром. Палаты на Вашингтонск. конференц. Стр. Ъ4*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2