Сибирские огни, 1925, № 3
левский—заведывающий отделом тяги, Иен и майор Гарибальди—заведы- вающие отделом содержания путей и построек, Каннай—завед. отделом, движения и полковник Левевр—управляющий отделом финансов. Чем дальше шла и развивалась интервенция, тем больше ухудшались, взаимоотношения и учащались трения между американскими и японскими отрядами на Дальнем Востоке. Япония, в лице своего командования в; Сибири, поддержавшая вначале инициативу американского изобретения, не раз после этого вставляла палки в колеса технического комитета- Неоднократно японские войска нарушали планы междусоюзного комитета в отношении воинских перевозок (отказываясь подчиняться постановле ниям технического комитета и установленным правилам распорядка на железных дорогах. Документы технического комитета изобилуют поста новлениями протеста против подобного действия японских войск. Таким образом , и на практике междусоюзною комитета мы видим , что мечты и расчеты союзников на координированные действия и соиасованные вы ступления против большевиков потерпели банкротство , разбившись о собственные противоречия. Таковы юречи «медовою месяца » интервенций. Мы намеренно взяли планы Японии в Сибири и Манчжурии в их общей концепции, дабы выявить противоречия, существовавшие между Японией и Соединенными Штатами в этом вопросе. Тот, кто захочет отделить агрессивные тенденции Японии на Русском Дальнем Востоке от ее стратегических планов в Манчжурии, он не поймет противоречий Япо нии и Америки в интервенции вообще и в Манчжурии в особенности. Противоречия Японии и Соединенных Штатов в Манчжурском вопросе* раз выявившись, имеют тенденцию не сглаживаться, а углубляться, рас ширяться и учащаться. Притязания Японии на Северную Манчжурию недавно выразились в новом вымогательстве у китайского правительства договоров на постройку целой сети железных дорог в Манчжурии. В частности новая линия Таонань-Цицикар будет проведена почти парал лельно КВЖД. Постройкой этой линии Япония намечает усиление конку ренции за манчжурский экспорт, а также укрепление своих политических и стратегических позиций в Манчжурии. Если постройка предполагаемых проектов будет осуществлена, то число японских железных дорог в Китае- увеличится вдвое. Это последнее подольет масла в огонь в борьбе Япо нии и Америки за влияние в Китае. В Манчжурии уже сейчас мы имеем повторение, до некоторой сте пени, «железнодорожной лихорадки» девяностых годов прошлого столетия. После некоторого затишья, вызванного политической ситуацией, мы имеем снова усиления «рельсовой борьбы» в Китае. И эта рельсовая борьба вы ражает хищнические стремления англо-американского капитала с одной стороны и японского с другой, к захвату командных высот в Манчжурии и в срединном Китае. В результате рельсовой борьбы 1898 и 1899 года,. Китай оказался связанным кабальными договорами и сетью для него совер шенно невыгодных железных дорог. Гнуть рельсы на шее Китая сделалось, изысканным способом удушения его экономической самостоятельности. Железными дорогами и политикой—«открытых дверей» империалис ты Европы и Америки сосредоточили в своих руках контроль над внеш ней торговлей Китая. Промышленный рост и усиление китайского тор гового капитала в общем внешнем и внутреннем обороте страны (особен но за последние годы) возобновляют «рельсовую борьбу» империалисти ческих держав, из-за боязни потерять командные высоты, с новой силой сейчас. Главные участники этой борьбы: Америка и Япония, а новый плац дарм этой борьбы—Манчжурия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2