Сибирские огни, 1925, № 3
Отсюда совершенно не случайно, что в то время, как японские вой ска поспешили занять и расположиться вдоль Китайско-Восточной желез ной- дороги, американские отряды группировались до самого ухода из Си бири вдоль железной дороги от Владивостока до Сучана и от Владиво стока до Нижнеудинска. Совершенно не случайно и то, что междусоюз ный технический комитет концентрировал все свое внимание и острие своей работы именно на КВЖД. Американские войска имели определенный план: парализовать аннек сионные тенденции Японии на Русском Дальнем Востоке и Северной Манч журии. Заняв Сучан, один из крупных источников угольного топлива, и создав междусоюзный комитет, как контрольный орган,—Соединенные Штаты получили две возможности: с одной стороны—сосредоточить до некоторой степени питание дороги, а с другой—контролировать ее дея тельность, хотя бы в области японских военных и товарных перевозок по Уссурийской и Китайско-Восточной железным дорогам. Хотя Япония и приняла участие в создании Междусоюзного коми тета, но Соединенные Штаты всячески стремились умалить роль Японии в данном комитете. Опять-таки беседа Морриса с Уструговым дает нам прекрасный образчик взаимоотношений Японии и Америки. По вопросу о составе военного комитета по перевозкам между Моррисом и Уструго вым состоялся следующий диалог: Уструюв : Вместе со мною прибыл начальник военных сообщений генерал Владимиров. Я полагаю, что его присутствие в Военном комитете необходимо. Мпррис .—Я полагаю, что председателем комитета будет генерал Отани1), являющийся старшим по числу среди союзных офицеров здесь, или кто-либо из его штаба, но это председательство будет лишь номи нальным. Во всяком случае, вопрос этот скорее может служить об‘ектом суждения в междусоюзном комитете. Вообще, дань Америки по отношению к Японии в этом вопросе не выходила за пределы воздушных поцелуев, приятных кивков, сугубой на стороженности и подозрительности. Моррис старательно поработал над делом подбора сотрудников тех нического комитета. Дополнительное соглашение между Моррисом и японским послом Иши окончательно установило председателем техниче ского комитета мистера Стивенса. В тексте этого соглашения говорилось 2): 1) «Гр. Учида препроводить исправленный план гр. Иши с инструк циями, представить его в государственный департамент и об'яснить, что> он согласован с предложением, что министр Стивенс будет именоваться1 президентом. 2) Междусоюзный комитет должен состоять из представителей по* одному из следующих правительств: Китая, Франции, Англии, Италии, Японии, России, Соединенных Штатов, оставляя вопрос о чехо-словаках: для дальнейшего обсуждения. 3) Каждое из вышеупомянутых правительств может выбрать одного технического железнодорожного эксперта для состава Технического совета. 4) Избрание мистера Стивенса в качестве президента не должно пре пятствовать выбору его членом Технического совета. Ближайшими помощниками Стивенса по техническому комитету были: английский генерал—Джек—заместитель Стивенса, инженер Дани 1 ) Отани—командующий японской экспедиционной армией в Сибири. 2 ) Из документов Междус. Технич. комитета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2