Сибирские огни, 1925, № 3
речия, которые выступили в силу империалистич. природы участников на другой день интервенции, вообще, преломились также в процессе создания вдеждусоюзиого технического комитета и в его деятельности, как органа союзного контроля и наблюдения за работой сибирского транспорта. За - чметим, что уже первая телеграмма из Вашингтона о том, что в Сибирь собирается выехать железнодорожная миссия, сильно обеспокоила япон ское правительство, которое насторожилось. Эти настроения японского ^правительства и обусловили взаимоотношения Японии и Америки в про должении .всего периода интервенции. Междусоюзный контроль в руках Америки приобрел значение обо- :нэдо-острого оружия,, одно лезвие которого было направлено против боль- .шевиков, а другое против агрессивной политики Японии и ее укрепления на Дальнем Востоке.. Тем самым, что междусоюзный комитет фактиче ски находится под влиянием Америки и осуществлял контроль над даль невосточным транспортом, Япония была лишена возможности прямого з а хвата К. В. ж. дор. Комитет играл роль «дозорного поста» Америки в Манчжурии и на русском Дальнем Востоке. Япония шла в Сибирь с сокровенно затаенной мыслью—«Азия для азиатов». Программа минимум аннексионной политики Японии, воплощаемая в период интервенции в лозунг—«Азия для азиатов», предполагала захват и отчуждение Приморского побережья с целым рядом крупных портов: Владивосток, Де-Кастри и Николаевск на Амуре, северной части Сахали на, а также присоединение к новым сибирским владениям Северной Манч журии и Монголии. Павлович (Вельтман,) автор брошюры «Советская Рос сия и империалистическая Япония», дает следующую оценку территори альным захватам Японии: «Несомненно, что все эти территориальные захваты представляли собой звенья широко и хорошо обдуманного плана Японии, стремившейся к захвату всей Азии». «Япония стремилась вбить в азиатский материк огромный клин территории, между морским берегом и нижним течением Алгура и за т ем—рекой Уссури и Уссурийсской железной дорогой. Этот клин , сли ваясь с Кореей, образует, вместе с грядой японских островов , от Фор мозы до насильственно аннексированного Сахалина, гигантское кольцо тер риториальных японских владений с вполне определенными «естественны- лги» границами и внутренним вполне замкнутым кольцом морей. Укре пив устья Амура, Сангарский и Цусимский проливы, Япония превращает это новое внутреннее японское озеро в грандиозную базу для военно- морских маневров и операций. Здесь, в случае морской войны с сильней шим противником, должен будет укрыться японский флот. Здесь, по пла нам японских стратегов, будет устроена вторая Цусима всякой *неприя тельской эскадре, которая рискнула бы форсировать проходы в Япон ское море». Программа минимум широко задуманного плана «Азия для азиатов» включала в себе укрепление японского влияния в Манчжурии и распро странение этого влияния на лределы Монголии. Япония, собиралась ин тервенцией пожать в северной Манчжурии такие плоды, какие в Русско- Японской войне она приобрела в южной. Русский царизм, получивший пощечину в русско-японской войне, вынужден был сдать Японии ряд опор ных стратегических пунктов в южной Манчжурии. По портсмутскому договору к Японии перешли: Порт-Артур, Дальний и Южно-Манчжурская железная дорога. Но самостоятельная роль этой дороги не велика: Южно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2