Сибирские огни, 1925, № 3
В общем и целом проекты союзников и проекты Хорвата и колча ковского министра Устругова были по существу адентичны. В то время, как союзники тщательно старались маскировать свое намерение исполь зовать междусоюзный контроль для борьбы с большевиками, проекты Хор вата и омского правительства говорили то же самое более откровенно. Омское правительство вынесло по докладу Устругова такое постановление: «Оставление железных дорог в их настоящем положении угрожало бы прифронтовой полосе, препятствовало бы возрождению России и со действовало бы усилению большевизма. Хотя помощь, которую союзные государства хотят оказать России в деле улучшения железнодорожного транспорта, находится пока в связи с стратегическими операциями против сибирской армии, Совет министров, ожидает, что помощь от союзных государств будет носить характер пал лиативных мероприятий, касающихся только воинских перевозок, но во плотится в систему мероприятий, разработанную в широком масштабе, которая в корне улучшит условия деятельности железных дорог». Междусоюзный технический комитет был создан из экспертов и во енных представителей Америки, Англии, Японии, Франции, Италии и Ки тая, а также и колчаковского правительства, под председательством аме риканского инженера Стивенса. Прежде чем вступить в исполнение обя занностей, междусоюзный комитет двумя декларациями отрекомендовал себя перед русским народом и перед сибирскими железнодорожниками в том, что он состоит из «людей честных, с незапачканной репутацией по части захватнических дел». Мы не займемся сейчас исследованием вопроса, насколько эта репу тация действительно была безупречна и насколько ей поверили железно дорожники. Но не лишним считаем напомнить то лаконическое определе ние, которое дал междусоюзному комитету американский посланник Мор рис. 2-го февраля 1919 года между колчаковским министром Уструговым и Моррисом состоялась беседа, во время которой Уструговспросил:]) •— Примите-ли вы участие в работе междусоюзного комитета?. Моррис ответил:—Нет, ни в коем случае. Если-бы я, посланник Се верно-Американских Штатов, принял бы участие в между союзном коми тете, работы приобрели-бы широкое дипломатическое значение. Я играл бы слишком выдающуюся роль в комитете. Мы примем все меры к тому, чтобы организация, которая учреждается исключительно для блага рус ского народа, не рассматривалась-бы, как «Американское изобретение » (курсив П. И.). Этот сверхдипломатический ответ как нельзя лучше определяет х а рактер междусоюзного контроля и руководящую роль в этом предприятии Америки. Инициатива создания и руководство в работе междусоюзного- технического комитета принадлежала Америке. Ядром для междусоюзно го комитета послужила та самая американская миссия, которая задолго до этого прибыла во Владивосток. Моррис сам не принял"участия, но ос тавил за себя американского инженера Стивенса в качестве председате ля междусоюзного технического комитета. Американское влияние было обеспечено. 3. Борьба интервентов за сферу влияния. Во время интервенции у союзников были серьезные намерения поде лить с<феру влияния на! русских железных дорогах. Поэтому те противо- ‘] Из документа Межд. Технического комитета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2