Сибирские огни, 1925, № 3

В общем и целом проекты союзников и проекты Хорвата и колча­ ковского министра Устругова были по существу адентичны. В то время, как союзники тщательно старались маскировать свое намерение исполь­ зовать междусоюзный контроль для борьбы с большевиками, проекты Хор­ вата и омского правительства говорили то же самое более откровенно. Омское правительство вынесло по докладу Устругова такое постановление: «Оставление железных дорог в их настоящем положении угрожало бы прифронтовой полосе, препятствовало бы возрождению России и со­ действовало бы усилению большевизма. Хотя помощь, которую союзные государства хотят оказать России в деле улучшения железнодорожного транспорта, находится пока в связи с стратегическими операциями против сибирской армии, Совет министров, ожидает, что помощь от союзных государств будет носить характер пал­ лиативных мероприятий, касающихся только воинских перевозок, но во­ плотится в систему мероприятий, разработанную в широком масштабе, которая в корне улучшит условия деятельности железных дорог». Междусоюзный технический комитет был создан из экспертов и во­ енных представителей Америки, Англии, Японии, Франции, Италии и Ки­ тая, а также и колчаковского правительства, под председательством аме­ риканского инженера Стивенса. Прежде чем вступить в исполнение обя­ занностей, междусоюзный комитет двумя декларациями отрекомендовал себя перед русским народом и перед сибирскими железнодорожниками в том, что он состоит из «людей честных, с незапачканной репутацией по части захватнических дел». Мы не займемся сейчас исследованием вопроса, насколько эта репу­ тация действительно была безупречна и насколько ей поверили железно­ дорожники. Но не лишним считаем напомнить то лаконическое определе­ ние, которое дал междусоюзному комитету американский посланник Мор­ рис. 2-го февраля 1919 года между колчаковским министром Уструговым и Моррисом состоялась беседа, во время которой Уструговспросил:]) •— Примите-ли вы участие в работе междусоюзного комитета?. Моррис ответил:—Нет, ни в коем случае. Если-бы я, посланник Се­ верно-Американских Штатов, принял бы участие в между союзном коми­ тете, работы приобрели-бы широкое дипломатическое значение. Я играл бы слишком выдающуюся роль в комитете. Мы примем все меры к тому, чтобы организация, которая учреждается исключительно для блага рус­ ского народа, не рассматривалась-бы, как «Американское изобретение » (курсив П. И.). Этот сверхдипломатический ответ как нельзя лучше определяет х а ­ рактер междусоюзного контроля и руководящую роль в этом предприятии Америки. Инициатива создания и руководство в работе междусоюзного- технического комитета принадлежала Америке. Ядром для междусоюзно­ го комитета послужила та самая американская миссия, которая задолго до этого прибыла во Владивосток. Моррис сам не принял"участия, но ос­ тавил за себя американского инженера Стивенса в качестве председате­ ля междусоюзного технического комитета. Американское влияние было обеспечено. 3. Борьба интервентов за сферу влияния. Во время интервенции у союзников были серьезные намерения поде­ лить с<феру влияния на! русских железных дорогах. Поэтому те противо- ‘] Из документа Межд. Технического комитета.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2