Сибирские огни, 1925, № 3
.риальной помощи русскому транспорту и о прочих благих намерениях союзников. В период подготовки интервенции на дипломатической кухне Англии и Америки (Япония к этому давно была готова) еще промелькали розо вые моменты, когда казалось, что союзники, найдя общий язык с совет ским правительством, окажут помощь русскому транспорту квалифициро в анной силой. Надо заметить, что вслед за высадкой японских войск, во Владивостоке, прибыла американская железнодорожная миссия из квали фицированных инженеров и специалистов железнодорожного дела. Если- бы союзники действительно желали бескорыстно помочь русскому тран спорту материальной и квалифицированной силой, то могли бы это без- препятственно выполнить. Но группа американских железнодорожных спе циалистов, прибывшая в Россию, по собственному признанию английского представителя в советской России Робинса, для восстановления транспор та, ничего в этом отношении не сделала. Несмотря на предложение со ветского правительства и даже требования американского представителя в Москве—о приезде американских инженеров в Москву, железнодорож ная миссия, по некоторым сведениям, уже направившаяся, не могла по ка ким-то тайным причинам в июле 1918 года проследовать в Москву. Тай ные причины выражали собой новую политическую ситуацию в «Белом .доме» и молчаливое согласие Вильсона на японскую интервенцию. Это был переломный период в сторону интервенции. С этого момента стало очевидным, что железнодорожная миссия во Владивостоке имеет целью помочь скорее генералам Хорвату и атаману Семенову, нежели совет ской России. Так и было. 2. «Американское изобретение». .Идея создания междусоюзного железнодорожного комитета родилась вскоре по прибытии первых эшелонов союзных экспедиционных войск в Сибирь, а именно, в июле 1918 года, т. е. в момент продвижения чешских войск на Дальний Восток. Начало организации междусоюзного железно дорожного комитета было положено на собрании, состоявшемся 17 авгу ста 1918 года в чешском главном штабе во Владивостоке, под председа тельством русского генерала Дитерихса, находившегося на чешской служ бе. На этом собрании впервые встретились представители американского, чешского и французского командования с должностными лицами сибир ских железных дорог. Среди последних был Устругов, будущий колчаков ский министр путей сообщения. Окончательное оформление междусоюз- ный железнодорожный комитет получил позднее, в феврале 1919 г. У союзников не было принципиальных разногласий по вопросу о создании междусоюзного железнодорожного комитета по контролю над •сибирским транспортом. Выдвинутые представителями отдельных держав проекты междусоюзного комитета были стереотипны. Основу всех этих проектов составляла идея «Охраны сибирского транспорта от германской угрозы и технической помощи железным дорогам». Пять лет интервенции научили нас расшифровывать эту дипломатиче ски замаскированную формулу. Германская угроза в переводе с дипломати • яеского языка на русский означала— «большевистская угроза», а техниче с к а я помощь означала помощь колчаковскому правительству снарядами против Красной армии. Предложение союзников—помощь за междусоюзный контроль над транспортом—встретило почти безоговорочное согласие колчаковского правительства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2