Сибирские огни, 1925, № 3

(курсив П. И.). Занятие Владивостока и сибирской железной дороги до- Иркутска охранит Сибирь от германской угрозы. Одновременно с этим занятием должна произойти в Сибири реорганизация русской армии, и э т о значительно ослабит враждебное отношение русских к японской воору­ женной помощи. Правда, участие Японии в активных военных операциях будет иметь малое влияние на Германию. Но это участие приведет к усилению деятельности сибирской железной дорош , и эта dopoia, оказав — шисъ под ал 1 ериканским или японским контролел 1 , представит гораздо лучшее средство сообщения , чем прежде (курсив наш. П. И). Но, главным образом, японская армия в Сибири послужит для создания новой русской армии. Создание этой армии при наличности данного ядра и линии з а ­ щиты явится весьма легким делом». Если отбросим в сторону необоснованные, рассуждения о германской опасности, то для нас станет ясно, что чисто стратегические мотивы по­ будили японских политиков создать междусоюзный контроль над сибирским тране портом,как часть целой схемы в деле борьбы с большевиками. Японцы гаиболее деловито подходили к вопросу интервенции. Коллеман заявляет,, что гораздо легче будет побудить японскую армию занять дальневосточ­ ную территорию, нежели потом ее покинуть. В этом есть большая доля правды. В дальнейшем события показали, что в условиях гражданской войны в России значительно легче победоносно наступать, чем удержать­ ся, а тем более держать в своих руках пути отступления на многочи­ сленных пространствах Сибири с ее девственной природой и дикой тай­ гой. Овладеть транспортом—это значило для союзников овладеть един­ ственной дорогой наступления и обеспечить себе железнодорожные пути для отступления. Но союзники ставили себе задачу не только «усмирить сибирского мужика кнутом», но и создать в своих руках достаточно гарантии з а предоставленные царской России кредиты и займы. Вся дальнейшая история междусоюзного контроля над дальневосточ­ ным транспортом говорит за то, что союзники ставили себе целью не выпускать из рук гарантии за царские цолги и займы. Междусоюзный т ех ­ нический комитет, как орган железнодорожного контроля союзников, про­ являл, кстати сказать, особенную заботливость по охране имущества vs военно-технических припасов, доставленных царскому правительству союз­ никами в кредит и оставшихся лежать после мировой войны неиспользо­ ванными во Владивостоке. Больше того, есть косвенные основания пред­ полагать, что междусоюзный контроль, в целях большей гарантии, дол­ жен был, помимо железных дорог, охватить и важнейшие промышленные центры Сибири и Урала. Колчаковский министр Гинс в книге— «Сибирьг союзники и Колчак» рассказывает, что деятельность междусоюзного ко­ митета с момента его организации выражалась в раз'ездах в специаль­ ном поезде по сибирской дороге для ознакомления с положением и со­ стоянием уральских заводов. По мере нарастания интервенции становилось ясным, что между­ союзный контроль между сибирскими железными дорогами имел знечение захвата глаьнейших экономических центров и единственной железнодо­ рожной артерии в Сибири с помощью и с согласия временных, полувре­ менных и кратковременных белых правительств. В дальнейшем читатель узнает, что организация междусоюзного кон­ троля официально декларировалась союзниками, как ферма материальной' и технической помощи русскому транспорту. Дабы не вводить читателя в заблуждение, мы заранее отвергаем все разговоры о бескорыстной м а т е -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2