Сибирские огни, 1925, № 3
К вопросу о китайско-восточной железной дороге. {Из истории железнодорожной интервенции). П. Изангородский. 1. Междусоюзный контроль. Междусоюзный контроль над сибирским и дальневосточным транс портом представляет собой одну из малоосвещенных глав интервенции. А между тем, междусоюзный контроль являлся одним из главных видов ин тервенции после военно-наступательных действий союзников. Не удиви тельно, что организация междусоюзного контроля над сибирской и ки тайско-восточной ж. д. последовала тотчас же после высадки первых союз ных десантов во Владивостоке. Междусоюзный контроль над великим транссибирским путем был вве ден союзниками (Англией, Францией, Америкой, Японией и Италией) по нескольким причинам: 1) как стратегическое условие для успешного р а з вертывания военных операций, экспедиционных отрядов и белых армий в Сибири; 2) как гарантия за царские долги и военные поставки союзников России и 3) как предпосылка к захвату экономических центров и раз делению сфер влияния в Сибири на следующий день после победы контр революции. Несколько остановимся на стратегическом значении междусоюзного контроля. Положение транспорта в России, расшатанного мировой войной и добитого гражданской, было достаточно хорошо известно союзникам. Наученные горьким опытом мировой войны, когда русский транспорт хро мал на’ обе ноги и не раз срывал военные операции, союзники боялись начать интервенцию, в достаточной мере не обеспечив ее транспортом. Предпринять интервенцию, как вооруженное вмешательство в русские де ла, не обеспечив себя транспортом, было в достаточной мере рисковано. Американский журналист Коллеман, передавая в книге «Япония движет ся на север» свои впечатления от состоявшейся в начале 1918 года б е седы с японским премьером Тераучи и министром иностранных дел Мото- но, замечает ‘): «Будет полезно для Японии высадить войска во Владивостоке , не попытавшись овладеть сибирской железной дороюй вплоть до Иркутска ') Цитировано из книги М. Левидова—«К истории союзной интервенции в Рос сии». стр. 97,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2