Сибирские огни, 1925, № 2

армии и сочетать его имя с именем самого набольшего—Ленина. Но без поддержки со стороны народа, без его сочувствия трудно справиться и «Льву Давыдовичу». «Ой што, вить, скружитца иво галоушка, Ой што, вить, броситца да он в пичалюшку, Ой он ф пичалюшку, в большу заботушку. Ой уш куда иму теперь и кинутца, Ой то ли в ту старану, то ли в другу ста- рану. Ой и куда иму пригнуть галоушку, Ой што скружили та иво, вить, войска, Ой што, вить, войска иво савецкия. Ой уш все войски не станут слушацца. Ой уш и што мы станим делать с вам, Ой уш и как мы вас подымим на наги, Ой уш и как мы вас толька разбудим-та, Ой ишо как толька да раскричим мы вас». Сколько тревоги и сомнений в этих словах-причитаниях. «Ой уш астались мы да все сиротачки Бис сваева-та да управителя». Какой верой в силу Ильича, его неза­ менимость звучат следующие слова причи­ танья: «Ой ишо был-ба вон у нас при живнасти, вон при живнасти да при здаровьицы, Ой заступил ба вон да все за всех за нас Ой уш наставил ба вон нам парядачик. Ой уш зачем ета да только смерть пришла, Ой уш заставила тирпеть нас горюшка, Ой и заставила да нас страдать па вам. Ой уш начали мы думашку думати, Ой и куда та нам скланить галоушку бис сваева-та да управителя». И опять забота о хозяине, опять пас­ сивные ноты крестьянина: «Ой уш, как стань-ка, умна галоушка. На свае только да мистечушка, Ой сажилей-ка ты да свае войска. Ой уш куда только будим диватца мы... Ой уш мы склоним сваю галоушку, Ка той старонушки, ка Льву Давыдычу, Он станим знать аднаво, да станим слу- шатца». И в конце опять о Ленине: «Ой-а вас всигда да спаминать будим, Ой никада мы да ни забудим вас, Ой вашу смертачку да чижалешиньку, Ой спаминать станим вас па канец жизни». Произведение это относится к январю 1924 года. Ленинский призыв и отклик ра­ бочего класса и крестьянства показали с чрезвычайной наглядностью, какие сдвиги произошли в сознании трудящихся масс. Но, несмотря на это, было бы большим заблуждением думать, что индивидуалисти­ ческие настроения изжиты, особенно в крестьянстве. Только переход к коллектив­ ным формам труда сможет сломать этот индивидуалистический подход к личности. Г. Вейсберг. И. Тарасов,— «Хищник». Изд-во ЦК, Со­ юза Горнорабочих СССР, Москва, 1925 г., тир. 7000, стр. 91, цена не указана. Преди­ словие А. Серафимовича. Написал эту книгу не художник, для которого писательство—профессия. Ее на­ писал горнорабочий, забойщик, отбывший каторгу в Зерентуе, работавший по шах­ там и рудникам Сибири. Но этот забойщик, несомненно, худож­ ник. Его книга читается с неослабевающим интересом. Перед читателем проходит жизнь золотых приисков и каменноуголь­ ных шахт. Не пером, а заступом развора­ чивает автор глыбы полузвериного таеж­ ного быта. В книге много сырого, но «сырость» эта не затхлая, не комнатная немочь—это «сырость» мощных девственных таежных просторов. И несмотря на трагическую ги­ бель одного из главных героев Афони Бри- тушкина,-книга бодрит, книга пахнет аро­ матной пихтовой смолой. Книге обеспечен широкий и благодар­ ный круг читателей рабочих. В. Зазубрин. Смерть селькора на посту революции. Драма в 5 картинах. Омск. 1925 г. Изд. Культотдела. Омск. Губпрофсовета, 37 стр. Цена не указана. У каждой книги есть свое достоинство; у этой—хорошая бумага и небольшой ти­ раж. И у каждой есть свои недостатки; у этой—уже одно то, что она издана. А, между тем, о ней нельзя не гово­ рить, о ней должно говорить уже только потому, что омский Культотдел ГСПС ве­ щает на весь мир: «поменьше Островских» побольше подобных инсценировок». Омский К. О. ГСПС негодует, что на нашей сцене преподносят 'публике отжив­ шую ерунду, «одевши платье традиций умирающего театра, очки внеполитичности и зонтик чистого искусства, продолжая раз­ гуливать по монархическому парку... уто­ пая в собственном невежестве и оторванно­ сти от жизни» и т. д... Но вот пришла «революционная моло­ дежь» для создания пролетарского театра и... создала в Омске ряд инсценировок, «которые являются наглядным примером к тому, что у клуба не может не быть свое­ го репертуара». «Все это говорит за то, что ос»бых трудностей в писании подобных ин­ сценировок нет». И пишут эти «революци­ онные» гении не годами, а в 8 часов пье­ су. Сегодня сел, завтра уже .репетиция,—и готово. И вот четверо «гениев», по заверению Культотдела, написали в 8 часов драму в 5 картинах «Смерть селькора на посту ре­ волюции». Отнести ее можно разве только к разряду шедевров. Но пьеса ли это? По форме напечатания—да. Действующие лица,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2