Сибирские огни, 1925, № 2
КРИТИКИ И БИБЛИОГРАФИЯ. I. Н. Хандзинский.— «Покойнишный вой по Ленине». Издание Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического Обще ства. Отдельный оттиск из сборника «Си бирская живая старина», вып. 1II-IV, стр. 53-64. Иркутск, 1925 г. Тираж 1.000, .цена не обозначена. Устное народное творчество в наше :время представляет исключительный инте рес. Пролетарская революция и изменив шиеся в связи с ней социально-экономиче ские условия вскружили все представления и понятия. Не поддававшийся каким-либо резким изменениям быт нашей до-октябрь- ской деревни, систематически разлагающий ся под тлетворным влиянием торжествую щего капитализма, вдруг сразу на крутом изломе истории растерял свои основы. Вихревой момент революции и стихийность, особенно в нашей деревне, не могли не от разиться на содержании народного творче ства. Частушка ярче, чем что-либо, отра зила все изменения социальной обстанов ки, а в связи с этим и настроения крестьян ской массы. Отсутствие резкой диферен- циации в нашей деревне в первый период Октябрьской революции сказалось неопре деленностью тех мотивов, которые отра жены в частушках и других формах твор чества. Здесь причудливо переплелось ста рое с новым в беспокойной борьбе друг с другом, с издевкой и оскалом на прошлое и настоящее. Частушка — наиболее удачная форма для выражения быстро сменяющихся на строений. Темп современной жизни, стре мительный и напряженный, как это ни странно, укладывается в эту простую бес хитростную форму народного творчества. Причитания, оплакивания или, так на зываемый, «покойнишный вой»—это наибо лее консервативная форма творчества. В большинстве своем этот род произведений является результатом индивидуального, ин тимного переживания по близком, дорогом узкому кругу лиц человеке. Несмотря на это чисто-теоретическое предположение, мы не можем не согласиться с М. Азадов- ским, что приведенные в рассматриваемом „Сиб. Огна“. № г. 1 f25 г. сборнике «причитания», являются не «эпи ческой стариной», не «памятником» и не «рудиментом», но вполне живым, бытую щим поэтическим явлением. Такое событие, как смерть Ленина, об раз которого крепко вошел в сознание на родной массы, не могло не найти своего отражения в каких-либо произведениях на родного творчества. Как только весть о смерти Владимира Ильича долетела до села Кимильтей, Иркутской губ., и комсомольцы, пришедшие на «посиденки», сообщили об этом бывшей там молодежи, все стали со чинять «вытье». — Вот, девчонки, тут бытто Ленин в гробу, а вы давайти войти,—предложили кимильтейские комсомольцы. -- Мы ходили кругом,-—говорит Катя Перетолчина, со слов которой записано причитание,—и па ем выли; он (т -е. комсо молец) записывал слова. Патом собрали камсамолаф и на подводах поехали в Зиму (235 верст от Иркутска и 25 верст от Ки- мильтея). Там собрали бытто похараны, сделали гробик и выли на ем; одивали на себя все чорная. Текст причитания, который привожу полностью, представляет большой интерес, как образчик тех настроений, которые так свойственны индивидуалисту-крестьянину. Сколько подлинной тревоги за настоя щее и будущее! Крестьянин с трудом пред ставляет себе коллективного хозяина. Умер хозяин. «Ой ишо Владимир та да все Ильич толька, Ой да на каво жа ты да распрагневался, Ой да на каво жа ты да рассердилса-та! Ой ишо хто у нас будит заведавать, Ой ишо хто у нас да испалнять будит, Ой што адин будит да испалнять у нас, Ой што адин толька да Леф Давыдович». Нужен во что бы то ни стало хозяин, но не коллективный. Сознание еще не в состоянии охватить нового содержания жизни. Формы крестьянского хозяйства ме шают сделать этот прорыв в новое. Оста навливаются на «Льве Давыдавиче», так как привыкли видеть его вождем Красной 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2