Сибирские огни, 1925, № 2

это особенно тревожило баб. Я их уговорила угомониться, отступить и наклонилась к Хазовоковой бабе. Распахнутая ягушка обнажила смуглое тело самоедки, и я принялась за осторожный массаж. Ребро не было вы­ вихнуто и даже ушиб не был силен— толстая ягушка спасла. Баба, видимо, .Для важности происшествия, орала. Сейчас под массажем она совсем стихла. Стихли и бабы: им казалось чем-то сверхестественным мое лечение. Я тоже стихла, но под другим ошеломляющим впечатлением: вазелин на моих ру­ ках становился все темнее и темнее, а натираемая часть тела самоедки блистала изумительной белизной. Сколько же накопляется грязи на чело­ веческом теле, если никогда его не мыть! Сознаюсь, мне сделалось тошно. После моего сеанса баба сказала, что ее почти вылечила русская, и я толь­ ко два дня ее массировала. Но жила она в чуме у Мунзи недели две, тут же жил и ее прежний муж. Через две недели был снова сход, и Маку за увоз бабы присудили на 4 месяца быть работником при хлебопекарне. Вскоре возле избы вырос прекрасный чум, крытый белой нюгой, и в нем поселился Маку со своей первой и единственной женой. Маку иногда заходит и расска­ зывает мне самоедские сказки. Но он их рассказывает очень надуманно, только чтоб получить табачек, и я его считаю плохим сказочником. ДВЕ ВЕРСТЫ ДО АДА. Пришел Тупов с зятем. «Мишке» Тупову 60 лет, и из них 35 он жи­ вет на Тазу. Все собирается уехать— до сих пор в окнах одинарные рамы и нет крыши над избой— временно живет. Успел дочь родить и замуж выдать и все верит, что «постоянное жительство»— Сургут, и крышу ставить не стоит. Принес двух маленьких лобарей*)на айбат**), пообедал с ними, нзпил- ся чаю и пригласил к себе на именины. 8-ое ноября— Михайлов день. За 100 верст вокруг все приезжают. Даже самоеды «Мишку» поздравить едут. — Могу и оленей прислать,— говорит старик. Но от оленей отказываюсь— всего полторы версты до Туповской зи­ мовки от нас. Ленька, мой ученик, полурусский-полуостячек, вводит меня в курс: — Вы уж завтра обеда не стряпайте. Сколько русских есть на Тазу***) и и на Пуру***), никто в Михайлов день ничего не варит. А то сытым на име­ нины притти худо. Ох, хорошо русские на именинах кормят: сначала пода­ дут два холодных из оленьих языков да из осетра, потом пироги нельмовые, нельму то одну на одну три штуки кладут, и жиру!.. Потом котлеты оленьи, £а жареной оленины, да морошку моченую, да чай с морошковым пирогом. Я уже знаю, что здесь Рождество и Пасха так не чтятся, как имени­ ны. «То Христос, а то я, я то поближе». Выхожу утром на семичасовой отсчет к будке, а Ленька босой, заспан­ ный, в кумыше прямо на рубашенку уже тоже выскочил в дверь. — Глядите, у туповских уже печку затопили, стряпать начали! В утренней синеве четки тундреные холмы, и ясно видна туповская из­ бушка над Тазом. Прозрачный розоватый дымок вьется в непросветлевшее еще над ней небо. Я все-таки ставлю обед, и Ленька очень возмущен: вся зимовка сегод­ ня не топит печей— обойдется днем и мерзлой,— вечером наедятся. *) Лобари—маленькие осетрики. **) Айбат—еда свежей сырой рыбы. ***) и ***) Таз и Пур—реки, впадающие в Тазовскую губу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2