Сибирские огни, 1925, № 2

Много после я слышала, что его самого как-то шаман обвинил в краже двух пропавших песцов... Мы начали совещаться. Вопрос был в том, что мне хотелось воспользо­ ваться хорошей погодой и проехать дальше к речке «Мясо» возле острова Находки, где иногда стояли чумы и где были, пожалуй, последние к северу рыбные промыслы юраков. Но самоеды наотрез отказались везти туда. — Далеко, открытая вода. Ветер теперь, застанет непогода, сколько времени потеряем. Теперь самый промысел и никого там «ет, и ничего там нет. Вижу, что прошедшая непогода все мне испортила, и подчиняюсь не­ обходимости. Едем обратно. Лодка готова. Мы тепло прощаемся, и все обе­ щают побывать у меня на Хальмерседе. Меня отводит в сторону Лапсуй. — Моя жена очень просит, сделай ей такую куклу, что сделала Нюрке, она тебе чем хочешь заплатит. Так, просто поиграть, шибко понравилась. Я отрицательно качаю головой: -— Нет, Лапсуй, не проси, у меня ни тряпок, ничего больше нет. Лапсуй просит, но я категорически отказываю: не доставало, чтобы я сделалась поставщицей в шайтанский ящик. Потом слышала, что Лапсуй ездил к Мамеевым и усиленно просил у девчонки сделанную мной ей как-то куклу. То-то они все так восторженно цокали, когда увидали ее у меня на столе. В «саядай»*) попала. Я р ы. Снова голубая вода, и небо, и золотое солнце. Снова парус и быстрый лет лодки. Свежий, холодный ветерок с океана заставляет одеть сокуй. Очень быстро- пересекли мы губу и вошли в западную протоку Таза. Опять нас охватили зеленые ивовые берега. Через час мы останови­ лись возле двух чумов промыслов «Яры». Промысла небольшие, только два чума пока стоят. Но рыба прекрасная. Мы решили напиться чаю у Сауди. — Отдохием, сколько котел кипит,— сказали мне юраки.— Значит, около двух часов. Сауди дома не оказалось. Этот одноглазый, с тронутым оспой юрким лицом, пожилой самоед редко бывает дома. В чуме была только молодая жена с ребенком. Здоровая молодость придает ей чистоплотный вид, да, кроме того, она большая щеголиха. Волосы ее тщательно разделены прямым пробо­ ром на две пряди и закручены цветными суконками в два прямые длинные жгута до колен. Пряжки и погремушки звенят сзади. Ягушка на ней вся в «мадеву»**) и песцовая опушка. В люльке у нее маленький, к которому она— нет-нет— заботливо заглянет. Мужчины вышли, а Саудина баба начала хлопо­ тать у костра. Пока она разжигала огонь, я принесла большой медный чайник воды из Таза. Быстро на костре греется вода. Мы сидели и болтали. Саудина баба учит меня скать оленью жилу в нитки и рассказывает о своей жизни. — Мужик хочет еще одну жену взять. Говорит, работы много. Олени прибавляться стали. Одной не успеть. Она ничего против не имеет, но поставила условием, чтобы в татты***) он взял ее младшую сестру. А если возьмет другую, она уйдет к матери в тундру. Венгина вдова богата, у ней до 1000 оленей. Там будет жить. *) Сяадай—домашний бог. **) Мадеву—вышивка из кусочков оленьего меха. ***) Татта -вторая жена.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2