Сибирские огни, 1925, № 2
Много после я слышала, что его самого как-то шаман обвинил в краже двух пропавших песцов... Мы начали совещаться. Вопрос был в том, что мне хотелось воспользо ваться хорошей погодой и проехать дальше к речке «Мясо» возле острова Находки, где иногда стояли чумы и где были, пожалуй, последние к северу рыбные промыслы юраков. Но самоеды наотрез отказались везти туда. — Далеко, открытая вода. Ветер теперь, застанет непогода, сколько времени потеряем. Теперь самый промысел и никого там «ет, и ничего там нет. Вижу, что прошедшая непогода все мне испортила, и подчиняюсь не обходимости. Едем обратно. Лодка готова. Мы тепло прощаемся, и все обе щают побывать у меня на Хальмерседе. Меня отводит в сторону Лапсуй. — Моя жена очень просит, сделай ей такую куклу, что сделала Нюрке, она тебе чем хочешь заплатит. Так, просто поиграть, шибко понравилась. Я отрицательно качаю головой: -— Нет, Лапсуй, не проси, у меня ни тряпок, ничего больше нет. Лапсуй просит, но я категорически отказываю: не доставало, чтобы я сделалась поставщицей в шайтанский ящик. Потом слышала, что Лапсуй ездил к Мамеевым и усиленно просил у девчонки сделанную мной ей как-то куклу. То-то они все так восторженно цокали, когда увидали ее у меня на столе. В «саядай»*) попала. Я р ы. Снова голубая вода, и небо, и золотое солнце. Снова парус и быстрый лет лодки. Свежий, холодный ветерок с океана заставляет одеть сокуй. Очень быстро- пересекли мы губу и вошли в западную протоку Таза. Опять нас охватили зеленые ивовые берега. Через час мы останови лись возле двух чумов промыслов «Яры». Промысла небольшие, только два чума пока стоят. Но рыба прекрасная. Мы решили напиться чаю у Сауди. — Отдохием, сколько котел кипит,— сказали мне юраки.— Значит, около двух часов. Сауди дома не оказалось. Этот одноглазый, с тронутым оспой юрким лицом, пожилой самоед редко бывает дома. В чуме была только молодая жена с ребенком. Здоровая молодость придает ей чистоплотный вид, да, кроме того, она большая щеголиха. Волосы ее тщательно разделены прямым пробо ром на две пряди и закручены цветными суконками в два прямые длинные жгута до колен. Пряжки и погремушки звенят сзади. Ягушка на ней вся в «мадеву»**) и песцовая опушка. В люльке у нее маленький, к которому она— нет-нет— заботливо заглянет. Мужчины вышли, а Саудина баба начала хлопо тать у костра. Пока она разжигала огонь, я принесла большой медный чайник воды из Таза. Быстро на костре греется вода. Мы сидели и болтали. Саудина баба учит меня скать оленью жилу в нитки и рассказывает о своей жизни. — Мужик хочет еще одну жену взять. Говорит, работы много. Олени прибавляться стали. Одной не успеть. Она ничего против не имеет, но поставила условием, чтобы в татты***) он взял ее младшую сестру. А если возьмет другую, она уйдет к матери в тундру. Венгина вдова богата, у ней до 1000 оленей. Там будет жить. *) Сяадай—домашний бог. **) Мадеву—вышивка из кусочков оленьего меха. ***) Татта -вторая жена.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2