Сибирские огни, 1925, № 2
и варкой (варенье из рыбы), баба достала ее пригоршней из наполненного ею оленьего желудка. Выяснилось, что, несмотря на прекрасный день, самоеды будут дне вать-неводить не поедут: мой получасовой опрос оказывается достаточным поводом для ленивых рыболовов. И пока мы пили чай, в чум к Катырке со брались все мужчины. Ответы дает мне Катырка. Но каждый вопрос пе редает самоедам, и они долго и оживленно его дебатируют. К сожалению, ничего не понимаю. Мой коротенький опрос затягивается, и я спрашиваю Катырку, не устал-ли? Он смеется: — Разве это дело? Сижу, растянулся. Мой очень малый запас самоедских слов очень радует самоедов. Каждое слово вызывает смех и у мужчин и у женщин. Старики говорят: — Язык у этой бабы не палка. Скоро говорить будет. Значит, произношение в моем словарике схвачено правильно, и я тоже радуюсь. Узнаю, что работают 25 мужчин. Имеют 5 неводов, 6 промысловых лодок. Жалуются, что из хорошего улова лучшую долю нужно отдавать на зимовку (предпринимателю). Хотели бы держать вольные невода. А то за невода, за лодки за все лето— вся рыба хозяину. Есть можно, сколько хочешь, запасать нельзя ничего. Только после Семенова дня себе можно. Много ли запасешь? Купить невод^-где купишь? Дорого: 800 руб.; 10 пудов хлеба, 3 кирпича чаю, 5 ф. нитки, 5 ф. бичевки, 300 саж. ручной мережи. У русского всегда в долгу. Несколько тысяч долгу. Говорят, в Тобольске те перь белого царя нет, красный царь есть. Говорят, долг красный царь со всех самоедов снимет. Узнали— рады стали. Книжку разорвали и искурили- праздник был. А теперь боимся. Безоленному без хозяина нельзя самоеду. Приемщик русский, засольщик русский, хозяин русский. Самоед не пони мает. Рыбу солить надо, считать надо, писать надо... Катырка об’ясняет, что самоеды раньше все оленными были. С боль шими стадами ходили по тундре. Волыно жили. Но гибли стада от падежа. У иного за три дня несколько тысяч голов гибло. Без оленя в тундре— смерть и такие шли к реке кормиться. Плели из тала невода,- Еще 20 лет назад на Тазу только таловые невода были. Вылавливали ими сказочные количества рыбы. Были сыты. Меняли у тундреных рыбий жир, варку, на оленей. Хоть немного оленей, а жить зимой легче. У некоторых олени хорошо плодились,— снова в тундру уходили. Но пришли русские: Плотни ков. Закабалили самоедов. Дали снасть все в долг, и никогда им от этого долга не очиститься. Вот разве теперь красные освободят это дурачье. Ка тырка презирает самоедов. Он в тундре богач, хозяин, а здесь мокнет на воде. В хороший день в четыре часа утра выезжает, в 12 часов ночи с лова в чумы возвращается. Только в непогоду и праздник: дня по четьте волна держит. Вышла из чума и зажмурилась. Блестят голубые воды Таза, сияет осеннее небо. Чудесный день! Из чумов все повылазили на солнышко. Возле воды на песке копошится мелюзга. Забавны самоедские детишки. З.юровые широкие мордочки, с темными лукавыми глазками. Хилый ребенок— ред кость— умрет. Вместо соски— слюнявить кусок сырого мяса или мерзлой рыбы, валяться нагим под меховым одеяльцем, на мху, никогда не обмы ваться, терпеть сквозняки, дым и комариное жаленье,— может только иа- следственно-сильное существо,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2