Сибирские огни, 1925, № 2
Пишущий эти строки пытался внедрить в кассу партизан эту песню, как всем знакомую по своему мотиву. Но кроме простого интереса, дело дальше не шло. Стихотворение охотно читалось, даже изредка переписы валось, но чтобы подобно своему оригиналу стать своего рода националь ной песней,— до этого было, как до звезды небесной, далеко. Самый дух рагозинского стихотворения был чуждым для крестьянского чувства. Что могли дать ему, например, такие образы из этого стихотворения: «В стороне буржуев ропот: Нас каЖинталь променял, Пролетарскою пятою Всех кумиров растоптал!» Или что могли говорить партизанскому пониманию имена Дарвина,, или Франклина, или всех греко-римских богов? Но вместе с тем, рагозинские стихи охотно читались. Об’ясняется это. тем, что стих Рагозина увлекал своей звучкостью, своими сильными выра жениями, как раз гармонирующими с настроением бунтарской души. Пар тизанская масса зачитывалась стихотворением Рагозина «Небесный прово катор». Содержание его такое: на небеса забирается еврей Шмуль. Под смотрев, что Адонай играет с Левиафаном, и заметив, что апостол Петр спит, Шмуль вытащил у бога из кармана тайную заповедь, которая разделяла людей ка рабов и владык: «Она держала неба свод И царские короны, Благословляла палачей Держать подножье трона». Когда обнаружена была кража, владыка взбеленился. На шум собра лись все чины. Бог бранит их за халатное исполнение служебных обязанно стей: влетает и Гавриилу, и Михаилу... Чудотворцу дается распоряжение: «Никола! дуй в разведку! И в орган божеский «Звезду» Немедля дай заметку»... Наконец, Адонай берется за привратника Петра: «А где привратник? где ключи?» — Я здесь, великий боже! Бог разражается бранью по его адресу: «Ведь ты, ты небо провалил, Как Азеф в пятом годе... Христу ты трижды изменил... И мне хошь в этом роде?» Партизан увлекала в этом стихотворении не мысль автора, который пытался сказать, что религия создана по> образу и подобию земных вла дык, их увлекали не образ Адоная, играющего с Левиафаном, не образ Азефа, не фигура привратника, а те хлесткие выражения, которыми напи тал Рагозин свое стихотворение. А это' как раз и подходило для партизан ского чувства. Несомненно ближе стоял к партизанской душе, чуждый сознательного подражания первоклассным образцам, Белолипецкий, передававший на по нятном для массы языке свои непосредственные впечатления и пережи вания. Его стихотворение «Тайга», в котором он воспевал Саянскую тайгу, как любимую и любящую мать партизан, некоторыми частями распевалось, как своя песня.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2