Сибирские огни, 1925, № 2
И дальше— через несколько строк: «Резвилися птицы в полдневных лучах, И Мана-голубка катилась в горах. И дочери воды старик Енисей 06 ‘емлет любовно и катится с ней». Все это место напоминает также, даже по своему ритму, картину, нарисованную Пушкиным в стихотворении «Кавказ». Описанием природы Рагозин иногда пользуется для выражения своего духовного настроения. Так, в «Советском турнэ», выезжая из Баджея, он обращается к последнему: «Прощай, вечно хмурый, но вольный Баджей! Прощайте, высокие горы! Я знаю, в груди вашей лава кипит, Тот огненный фактор творенья, Во времени что превратился в гранит В атомном железном сцепленьи. Ты бурные силы в груди затаил. Но рвутся они и клокочут, И, чуждые смерти, из темных могил Над миром блеснуть еще хочут». Это описание скрытой подземной энергии манских гор понадобилось автору для аналогии со своим переживанием: «И в нашем вулкане, вулкане-груди, Есть сила—свободой зовется: Как ты, она ищет все к солнцу пути, Бунтарски без удержу рвется». Рагозин не считал себя поэтом, хотя после партизанства его и отпра вили в Пролеткульт, откуда он вскоре сбежал обратно в Сибирь. Про свое творчество он говорит: ...«Пусть льется Дубовая рифма. Какой я поэт! Я плебс, а не сын Аполлона, Не Бальмонт холодный и холеный, нет, Но в блузе я труженик вольный». Энергично отбрасывает он принцип чистого искусства; про сторонников этого искусства он говорит: «Искусство искусству—вот их небеса... Швырнем к бесу кубок их с ядом». Осуждает он и тех писателей, у которых слово расходилось с делом: ...«Не бегал из края родного, Как «Дыма» писатель его избегал, Ища в Ницце больше святого Да, в Баденах разных спокойней душе Слоняться, с Виардо мечтая... А люди все ждали, живя в нищете, Что дверь он укажет им к раю. Не лил я слезу о евреях, о, нет! А лил ее Чириков—гений... Но вот революция вышла на свет - Проклял ее этот Евгений, Проклял глубоко, даже бросил плевок Редактору вольных «Известий»... Следующим я должен назвать Александра Белолипецкого — не по ко личеству помещенных в газете его стихотворений (их, насколько мне помнится, было помещено всего два, в моем же распоряжении имеется одно), а по тому духовному облику, который сохранился в моей памяти от этой фигуры. Белолипецкий был партизаном Канского полка. Он—-крестьянин села Ачинского, Канского уезда. Образования не имеет никакого—-грамоте
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2