Сибирские огни, 1925, № 2
На штурм твердынь капитализма, на революцию массы толкаются: голодом, который «В одеяньи страшно-красном» призывает угнетенных к восстанию: «Все ко мне! Я — ключ к свободе, Дверь потерянного рая Жизни. Нищие, идите Все от края и до края — Все ко мне!.. Я - гений права!» Говоря о своей ненависти к старым кумирам, Рагозин в поэме «Со ветское турнэ» восклицает: «Не думайте вы, что под блузой моей Нет бога... Бог есть—бог восстаний!.. Он смерча ужасней, тиранов страшней! Он рабства разрушит все грани». Разве это художественное выражение устремлений марксизма, чет ко-размеренно и неустанно вгрызающегося в основу жизни? Ведь это— возведение в культ бакунинского принципа: «дух разрушение— созидания дух». Ведь это около 50 лет тому назад исповедывал в качестве револю ционного символа известный С. Г. Нечаев. Но ошибочно было бы считать Рагозина и в жизни таким же ярым сторонником крайней террористической системы, каким был Нечаев. По своему жизнеощущению, он не мог пере носить убийства. Раз, после расстрела одного партизана, осужденного три буналом к этой мере наказания за мародерство, Рагозин плакал навзрыд, несколько часов кряду, хотя и признавал необходимость этого расстрела. И что замечательнее всего, в образах Рагозина нет пролетария, как гегемона в революции, носителя начал новой жизни. Его синтетическая фигура «Нового Рагозина» довольно расплывчата: «ходит Стенька за со хою»/, он-же «стоит и за станком», он-же «по наковальне сильно ударяет молотком»... Повторяю, человек, считающий себя марксистом и понимающий марксизм, Рагозин не имел жизнеощущения пролетария, вспоенного с моло ком матери, и в условиях окружения мужицкой стихии отдавал дань этой стихии. Отсюда, мы полагаем, и его расплывчатость в изображении будущего мира. У него нет ярких картин этого мира. Не дает он этих картин и в стихотворении «Осколок пулемета», хотя и мальчик, нашедший осколок, и ею бабушка, раз’ясняющая ему, напрягая память, что из себя представлял когда-то этот осколок, живут в царстве социализма. Она только говорит, чго смерть бойцов с тиранией «Солнцем правды засияла». Конечно, не нужно понимать, что Рагозин вообще не знает, за что борются партизаны. В стихотворении «Три кургана» он определенно го ворит: ;ц. л «За Саянским хребтом, в Урянхайском краю, . За советскую власть ') пали братья в бою». Говорит он о необходимости и духовного освобождения: «...Но нет, мы отнимем, как Дарвин отнял, У бога все силы творенья; Возьмем его громы, как Франклин их взял, — Вот наша стезя искупленья»... >) Kv рейв наш. А. С.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2