Сибирские огни, 1925, № 2

формулировали идеалы партизанской массы на происходивших с’ездах в по­ становлениях этих с’ездов и в тех обращениях, которые писались ими по адресу солдат противника и войск иностранной интервенции. По нашему мнению, историками Сибири должно быть уделено значительное внимание по собиранию и изучению этих документов, так как освещение этой обла­ сти даст возможность рассмотрения интересного факта общественной жиз­ ни, оно даст возможность выяснить те пути развития общественной жизни народных масс, которыми шли эти массы, оторвавшись от центра обще­ ственности, ходом исторических событий предоставленные самим себе. Нуж­ но также обратить внимание на изучение словесного творчества партизан, которыми распевалось много песен, отражающих так или иначе борьбу крестьянства с колчаковщиной. Достаточно для примера привести две-три частушки: Враг Колчак сидит на троне— Собирает взятки. А хрестьян-то казаки Угощают плеткам. Оседлаем мы коней И поедем в горы... Разобьем охвицерье Колчаку на горе». Или вот такая частушка, в которой отразилось отношение партизан к мобилизованной Колчаком крестьянской молодежи: «Вы сдавайтесь нам, ребята, — Мы не будем вас карать; Мы покончим бой кровавый — Разойдемся работать». Между тем, в области собирания этого рода словесного творчества нашими краеведческими организациями ничего не сделано. Пройдет четыре- пять лет, и песни партизан умрут, так как развитие свое они прекратили с приходом в Сибирь регулярной Красной Армии. Их место заступили дру­ гие песни... Автор настоящего краткого очерка задался целью в общих чер­ тах обрисовать те произведения поэтического характера1), которые поме­ щены были на столбцах партизанской газеты «Соха и Молот» (единствен­ ного в Сибири партизанского печатного органа). Материалом для автора послужил не совсем полный комплект «Сохи и Молот» и личные воспо­ минания. Восстание крестьян южной части Енисейской губ., сыгравшее громад­ ную роль в деле борьбы с сибирской контр-революцией,' известное более по имени своих командиров Щетинкина и Кравченко, театром действий имело сначала клюквенско-камарчагский район. Началось повстанческое движе­ ние в ноябре 1918 года в селе Степном Баджее, расположенном верстах в ста тридцати юго-восточнее Красноярска— в глухой тайге за правым прито­ ком Енисея, горной рекой Мамой. Начало восстания было стихийным. По­ сле первой вспышки, после первого взрыва, началась планомерная органи­ зованная борьба с наступавшими карательными экспедициями и организа­ ция обществен’юй жизни края. Одновременно с этим, в смежных Баджей- ской волостях тогдашнего Канского уезда1— Перовской, Вершино-Рыбин- ]) Поэтическими эти произведения автор называет условно и, как видно будет из дальнейшего изложения, он старается избежать таких терминов, как «поэзия» «поэты», «поэтический», и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2