Сибирские огни, 1925, № 2
формулировали идеалы партизанской массы на происходивших с’ездах в по становлениях этих с’ездов и в тех обращениях, которые писались ими по адресу солдат противника и войск иностранной интервенции. По нашему мнению, историками Сибири должно быть уделено значительное внимание по собиранию и изучению этих документов, так как освещение этой обла сти даст возможность рассмотрения интересного факта общественной жиз ни, оно даст возможность выяснить те пути развития общественной жизни народных масс, которыми шли эти массы, оторвавшись от центра обще ственности, ходом исторических событий предоставленные самим себе. Нуж но также обратить внимание на изучение словесного творчества партизан, которыми распевалось много песен, отражающих так или иначе борьбу крестьянства с колчаковщиной. Достаточно для примера привести две-три частушки: Враг Колчак сидит на троне— Собирает взятки. А хрестьян-то казаки Угощают плеткам. Оседлаем мы коней И поедем в горы... Разобьем охвицерье Колчаку на горе». Или вот такая частушка, в которой отразилось отношение партизан к мобилизованной Колчаком крестьянской молодежи: «Вы сдавайтесь нам, ребята, — Мы не будем вас карать; Мы покончим бой кровавый — Разойдемся работать». Между тем, в области собирания этого рода словесного творчества нашими краеведческими организациями ничего не сделано. Пройдет четыре- пять лет, и песни партизан умрут, так как развитие свое они прекратили с приходом в Сибирь регулярной Красной Армии. Их место заступили дру гие песни... Автор настоящего краткого очерка задался целью в общих чер тах обрисовать те произведения поэтического характера1), которые поме щены были на столбцах партизанской газеты «Соха и Молот» (единствен ного в Сибири партизанского печатного органа). Материалом для автора послужил не совсем полный комплект «Сохи и Молот» и личные воспо минания. Восстание крестьян южной части Енисейской губ., сыгравшее громад ную роль в деле борьбы с сибирской контр-революцией,' известное более по имени своих командиров Щетинкина и Кравченко, театром действий имело сначала клюквенско-камарчагский район. Началось повстанческое движе ние в ноябре 1918 года в селе Степном Баджее, расположенном верстах в ста тридцати юго-восточнее Красноярска— в глухой тайге за правым прито ком Енисея, горной рекой Мамой. Начало восстания было стихийным. По сле первой вспышки, после первого взрыва, началась планомерная органи зованная борьба с наступавшими карательными экспедициями и организа ция обществен’юй жизни края. Одновременно с этим, в смежных Баджей- ской волостях тогдашнего Канского уезда1— Перовской, Вершино-Рыбин- ]) Поэтическими эти произведения автор называет условно и, как видно будет из дальнейшего изложения, он старается избежать таких терминов, как «поэзия» «поэты», «поэтический», и т. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2