Сибирские огни, 1925, № 2

Нужно сказать, что улучшение этих путей вполне достижимо и, вероятно, в ближайшие годы осуществится. Наглядный пример этому дает путь с Амурской железной дороги к верховьям Тимптона. В самом конце прошлого столетия были открыты прииски по притоку Алдана, Тимптона, и по рч. Сутаму, относящейся к системе другого притока Алдана— Учура. С р. Зеи туда была направлена партия рабочих с припасами на 100 лоша­ дях. К месту назначения дошло только 10 лошадей и рабочие едва спаслись от голодной смерти. Впоследствии туда была проложена золотопромышлен­ никами колесная дорога от ст. Невер по долинам р. р. Тычды и Могота (впа- /ающих в р. Гилюй,— приток Зеи) протяжением около 300 верст, сообщение приисков с железной дорогой теперь относительно удовлетворительно. Тропа от прииска Лебединного на Тимптоне до Алдана, расстоянием около 400 верст, в настоящее время еще более трудна, чем Ленские тропы, п золотоискатели проходят весь путь от Амурской ж. д. в 22 дня. Указанные здесь тропы давно уже привлекали внимание коммерческих кругов и якутской администрации, в целях устройства дешевого зимнего сообщения между Якутском и одним из пунктов Амурской ж. д., через Тимптонские прииски. Назначение этой дороги, впредь до устройства железнодорожных путей: а) от Сибирской магистрали на Лену, б) от Аяна до Нелькана и оборудования Северного морского пути, состояло в том, чтобы ;ать еще один кратчайший выход из Якутии, подсобный традиционному Лен­ скому пути с его З-мя волоками: Иркутск-Качуг, Тыреть-Жигалово, Тулун- Усть-Кут. Предполагалось, что такая зимняя дорога обеспечит Якутской об­ ласти сбыт продуктов ее скотоводства в Тимптонский золотопромышленный район. В дальнейшем мыслилась возможность превращения сезонной дороги в- постоянную колесную. Расстояние от Амурской дороги до Я к у т к а исчисля­ лось приблизительно в 1400 верст. Целый ряд попыток доставки мясных гру­ зов на Тимптон без специального оборудования пути оказался слишком доро- !им. Между прочим, пробовали гнать скот живым до нынешнего Алданского района, здесь скот к зиме забивался и дальше доставлялся мясом на Тимптон. С открытием Алданских золотых приисков, осуществление этого проекта опять поставлено на очередь. Правительство Якутской республики г.ссигновало в 1924 году 45.000 руб. на проложение Амурско-Якутского тракта. От с. Тэйон-Арынского до Лебединного на Тимптоне вдоль тропы расчищена просека. Зимнее движение по этой дороге уже началось и обще­ ство «Транспорт» начало уже отправлять грузы на Алдан со ст. Невер. Одновременно отправлены зимние обозы в Якутск и по р. Лене. Такая же просека сделана вдоль тропы от Саныяхтах до приисков. По этим зимним .дрогам Якутгосторг старается перебросить необходимый груз и из Якутска. Го февраля 1925 г. было отправлено 58.000 п. разного груза, в* феврале- марте— 30.000 п. хлеба. Целью этих перевозок было обеспечить работу 5000 «старателей» до июня месяца, когда начнется доставка грузов на пароходах. Вообще оживившееся товарное движение на север спешит исполь­ зовать не только новые, но и все прежние пути. Так, прошлым летом и зи­ мою начал функционировать по доставке грузов давно забытый путь на Олекминск со станции Могочи Амурской ж. д. по притоку Олекмы Тунгиру, которым впервые вышел из Якутска на Амур «Ерофей Хабаров». Этим путем в феврале и марте 1924 г. было передвинуто кооперативом «Холбос» 115 пудов разных товаров, а летом того же года, в навигацию— до 1000 пудов. Так как он в настоящее время также является одним из путей на Алдан, то дадим краткое описание ему. Перевал через Яблоновый хребет в 96 верст

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2