Сибирские огни, 1925, № 2

Пути сообщения. Важнейшим из них, конечно, является р. Алдан, представляющая от устья до впадения в него р. Тимптон быструю и многоводную реку, доступна она для пароходов и выше Тимптона до самой резиденции. Этим путем, главным образом, завозятся массовые продовольственные грузы и предметы первой необходимости для приискового дела. Но путь этот ни в коем случае нельзя назвать кратчайшим. От «резиденции» Алдан имеет направление на восток, до зимовья в устье р. Билира, затем постепенно поворачивает на север, наконец, на запад и впадает в Лену в 240 верстах ниже Якутска. Та­ ким образом, от Якутска до резиденции водным путем 1845 верст. Для снабжения района громоздким грузом Алдан представляет прекрасный путь. В навигацию 1924 года пароход «Соболь» сделал из Якутска 2 рейса и завез свыше 10.000 пуд. грузов, преимущественно продовольственных. Значение Алдана возрастет неизмеримо, если в предстоящую навигацию удастся осуществить доставку драг на Бодайбо из Америки Северным путем через устье Лены, что уже поставлено на очередь, как экономически выгод­ ное предприятие. Американско-английская кампания, исчислив стоимость до­ ставки драг железнодорожным путем до Иркутска, оттуда гужевым путем до Качуга и затем речным путем до Бодайбо, нашла значительно более вы­ годным направить драги морским путем до устья Лены, построить и доста­ вить туда же специальный пароход, который и доставит груз в Бодайбо. Таким образом, дальнейшее оборудование восточного варианта Северного морского пути начинает осуществляться. При этих условиях развитие Алдан­ ского золотопромышленного района неизмеримо подымает значение Север­ ного морского пути. Но для обычного, текущего движения на прииски, значение имеют кратчайшие пути. Это правда, пока что— только1тропы, но удобнейшие из них скоро оживут и переродятся. Из них прежде всего нужно отметить, так называемую, Дикамдинскую тропу, начинающуюся на Лене немного по­ ниже с. Иситского между Олекминской и Якутском. Другой вариант этсн тропы начинается от селения Саны-Яхтах и соединяется с первым в верховь­ ях р. Батомы. На Алдан она выходит верст на 200 выше устья Тимптона, т.-е. как раз в районе Алданских приисков. По единогласному мнению туземцев, эта тропа являлась лучшим по рельефу, по количеству и качеству кормов, направлением, как для проложения в будущем дороги, так и для прогона скота на Алдан и дальше на Тимптонские промыслы. Повидимому, наиболее удобным маршрутом далее от Алдана на Тимп­ тонские промыслы служит тропа, идущая сначала по р. Гугинде (правый при­ ток Алдана), затем притоком ее Дурей, а затем водоразделом р. р. Алдана и Тимптона, захватывая верховья р. р. Чулман, Кербелях и Ингры, где сосредо­ точены, покосные угодья. Здесь характер травянистой растительности не­ сколько иной, встречаются и представители степной флоры. Другая тропа идет от острова Тойон-Ары к устью р. Укулан (левый приток Алдана). На Алдан она выходит верст на 9 выше устья Тимптона. Третья— от Якутска на Алдан выходит немного выше устья Тимптона. -Недостаток ее— заболоченность речных долин в дождливые годы. Современное состояние всех этих троп совершенно неудовлетворитель­ но. Болотистые долины в дождливое время непролазны, двигаться можно с вьюками не более 20-30 верст в день,— так что путь в 300 верст от Лены до резиденции проходится в 10-14 дней. Такого же характера путь от Тимптонских приисков, расстоянием в 400 верст.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2