Сибирские огни, 1925, № 2
Пути сообщения. Важнейшим из них, конечно, является р. Алдан, представляющая от устья до впадения в него р. Тимптон быструю и многоводную реку, доступна она для пароходов и выше Тимптона до самой резиденции. Этим путем, главным образом, завозятся массовые продовольственные грузы и предметы первой необходимости для приискового дела. Но путь этот ни в коем случае нельзя назвать кратчайшим. От «резиденции» Алдан имеет направление на восток, до зимовья в устье р. Билира, затем постепенно поворачивает на север, наконец, на запад и впадает в Лену в 240 верстах ниже Якутска. Та ким образом, от Якутска до резиденции водным путем 1845 верст. Для снабжения района громоздким грузом Алдан представляет прекрасный путь. В навигацию 1924 года пароход «Соболь» сделал из Якутска 2 рейса и завез свыше 10.000 пуд. грузов, преимущественно продовольственных. Значение Алдана возрастет неизмеримо, если в предстоящую навигацию удастся осуществить доставку драг на Бодайбо из Америки Северным путем через устье Лены, что уже поставлено на очередь, как экономически выгод ное предприятие. Американско-английская кампания, исчислив стоимость до ставки драг железнодорожным путем до Иркутска, оттуда гужевым путем до Качуга и затем речным путем до Бодайбо, нашла значительно более вы годным направить драги морским путем до устья Лены, построить и доста вить туда же специальный пароход, который и доставит груз в Бодайбо. Таким образом, дальнейшее оборудование восточного варианта Северного морского пути начинает осуществляться. При этих условиях развитие Алдан ского золотопромышленного района неизмеримо подымает значение Север ного морского пути. Но для обычного, текущего движения на прииски, значение имеют кратчайшие пути. Это правда, пока что— только1тропы, но удобнейшие из них скоро оживут и переродятся. Из них прежде всего нужно отметить, так называемую, Дикамдинскую тропу, начинающуюся на Лене немного по ниже с. Иситского между Олекминской и Якутском. Другой вариант этсн тропы начинается от селения Саны-Яхтах и соединяется с первым в верховь ях р. Батомы. На Алдан она выходит верст на 200 выше устья Тимптона, т.-е. как раз в районе Алданских приисков. По единогласному мнению туземцев, эта тропа являлась лучшим по рельефу, по количеству и качеству кормов, направлением, как для проложения в будущем дороги, так и для прогона скота на Алдан и дальше на Тимптонские промыслы. Повидимому, наиболее удобным маршрутом далее от Алдана на Тимп тонские промыслы служит тропа, идущая сначала по р. Гугинде (правый при ток Алдана), затем притоком ее Дурей, а затем водоразделом р. р. Алдана и Тимптона, захватывая верховья р. р. Чулман, Кербелях и Ингры, где сосредо точены, покосные угодья. Здесь характер травянистой растительности не сколько иной, встречаются и представители степной флоры. Другая тропа идет от острова Тойон-Ары к устью р. Укулан (левый приток Алдана). На Алдан она выходит верст на 9 выше устья Тимптона. Третья— от Якутска на Алдан выходит немного выше устья Тимптона. -Недостаток ее— заболоченность речных долин в дождливые годы. Современное состояние всех этих троп совершенно неудовлетворитель но. Болотистые долины в дождливое время непролазны, двигаться можно с вьюками не более 20-30 верст в день,— так что путь в 300 верст от Лены до резиденции проходится в 10-14 дней. Такого же характера путь от Тимптонских приисков, расстоянием в 400 верст.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2