Сибирские огни, 1925, № 2
Возникает существенный практический вопрос— как улучшить по ложение наших северных туземцев (в том числе карагасов-оленеводов в Саянской тайге) и дать им возможность поднять свое экономическое бла госостояние и постепенно приобщиться к общечеловеческой культуре. Само собой разумеется, что это не может быть сделано путем благотво рительности или государственной опеки, с превращением их в государ ственных пенсионеров. Не говоря уже о том, что у нас вовсе нет таких средств, чтобы содержать несколько сот тысяч людей на государствен ный счет, такой путь, если бы даже был осуществим, не принес бы им ничего, кроме вреда. Постоянная уверенность туземцев, что даже при бездеятельности государством будет дано им что есть и во что одеться, усилив и без того свойственную им беспечность и лень, отняло бы у них последний стимул к какой бы то ни было борьбе за существование и стремлению улучшить свое положение, т.-е. создало бы условия, при ко торых нечего было бы и думать о возможности поднятия их экономики и культурного уровня. Пути к возрождению туземного быта лежат, мне кажется, исключительно в естественных богатствах населяемой ими стра ны. Прочными будут лишь те, экономический прогресс и культурный под‘- ем которых сможет добиться сам туземец путем разумной и целесооб разной эксплоатации окружающих его естественных богатств. А богатств этих разбросано вокруг него, как мы видели, слишком достаточно, чтоб он нуждался еще в какой бы то ни было благотворительности или по мощи извне. Нужно лишь только, чтоб труд его по эксплоатации этих богатств не обесценивался и не терялся впустую, и хоть и суровая, но крайне богатая природа даст все, что ему нужно. Таким образом, весь вопрос сводится лишь к созданию таких условий, при которых жизнь и хозяйство туземцев могли развиваться свободно и естественно, без вся ких препон и помех извне. Для этого же не требуется многого. Вдумчи вое и доброжелательное отношение к их нуждам, упорядочение их вза имоотношений с нами, ограждение их от эксплоатации и произвола эко номически более сильных и постепенная прививка им более культурных потребностей и навыков—вот все, что им нужно для свободного и есте ственного развития и роста. При такой постановке вопроса речь может идти, очевидно, пока что лишь об обеспечении им рационального исполь зования продуктов их промыслов, с возможной поддержкой от нас их культурного роста, или что то же,— об урегулировании нашей с ними торговли, с приданием последней некоторого, безущербного для дела, культуртрегерского характера. А так как главнейшим, жизненным проду ктом их промысла, имеющим большое значение и для нас, является пуш нина, то, прежде всего, приходится подумать о том, как должно быть поставлено у нас дело пушных заготовок, чтоб оно, развивая рост своей доходности, улучшало бы в то же время и рост экономического благосостояния туземцев, гарантируя им добросовестный, безубыточный сбыт своей продукции. Возможным это мне представляется при следую щей организации дела заготовки пушнины. Прежде всего должен быть уничтожен совершенно, во всех его ви дах, институт посредников, наиболее злостно эксплоатировавших до сих лор туземцев. Для этого орган, ведающий этим делом в государственном масштабе, должен придвинуть свои первичные закупочные ячейки (назо вем ли мы их базами, факториями или . еще как-нибудь иначе,— совер шенно безразлично) в непосредственное соприкосновение с туземной мае-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2