Сибирские огни, 1925, № 2

Возникает существенный практический вопрос— как улучшить по­ ложение наших северных туземцев (в том числе карагасов-оленеводов в Саянской тайге) и дать им возможность поднять свое экономическое бла­ госостояние и постепенно приобщиться к общечеловеческой культуре. Само собой разумеется, что это не может быть сделано путем благотво­ рительности или государственной опеки, с превращением их в государ­ ственных пенсионеров. Не говоря уже о том, что у нас вовсе нет таких средств, чтобы содержать несколько сот тысяч людей на государствен­ ный счет, такой путь, если бы даже был осуществим, не принес бы им ничего, кроме вреда. Постоянная уверенность туземцев, что даже при бездеятельности государством будет дано им что есть и во что одеться, усилив и без того свойственную им беспечность и лень, отняло бы у них последний стимул к какой бы то ни было борьбе за существование и стремлению улучшить свое положение, т.-е. создало бы условия, при ко­ торых нечего было бы и думать о возможности поднятия их экономики и культурного уровня. Пути к возрождению туземного быта лежат, мне кажется, исключительно в естественных богатствах населяемой ими стра­ ны. Прочными будут лишь те, экономический прогресс и культурный под‘- ем которых сможет добиться сам туземец путем разумной и целесооб­ разной эксплоатации окружающих его естественных богатств. А богатств этих разбросано вокруг него, как мы видели, слишком достаточно, чтоб он нуждался еще в какой бы то ни было благотворительности или по­ мощи извне. Нужно лишь только, чтоб труд его по эксплоатации этих богатств не обесценивался и не терялся впустую, и хоть и суровая, но крайне богатая природа даст все, что ему нужно. Таким образом, весь вопрос сводится лишь к созданию таких условий, при которых жизнь и хозяйство туземцев могли развиваться свободно и естественно, без вся­ ких препон и помех извне. Для этого же не требуется многого. Вдумчи­ вое и доброжелательное отношение к их нуждам, упорядочение их вза­ имоотношений с нами, ограждение их от эксплоатации и произвола эко­ номически более сильных и постепенная прививка им более культурных потребностей и навыков—вот все, что им нужно для свободного и есте­ ственного развития и роста. При такой постановке вопроса речь может идти, очевидно, пока что лишь об обеспечении им рационального исполь­ зования продуктов их промыслов, с возможной поддержкой от нас их культурного роста, или что то же,— об урегулировании нашей с ними торговли, с приданием последней некоторого, безущербного для дела, культуртрегерского характера. А так как главнейшим, жизненным проду­ ктом их промысла, имеющим большое значение и для нас, является пуш­ нина, то, прежде всего, приходится подумать о том, как должно быть поставлено у нас дело пушных заготовок, чтоб оно, развивая рост своей доходности, улучшало бы в то же время и рост экономического благосостояния туземцев, гарантируя им добросовестный, безубыточный сбыт своей продукции. Возможным это мне представляется при следую­ щей организации дела заготовки пушнины. Прежде всего должен быть уничтожен совершенно, во всех его ви­ дах, институт посредников, наиболее злостно эксплоатировавших до сих лор туземцев. Для этого орган, ведающий этим делом в государственном масштабе, должен придвинуть свои первичные закупочные ячейки (назо­ вем ли мы их базами, факториями или . еще как-нибудь иначе,— совер­ шенно безразлично) в непосредственное соприкосновение с туземной мае-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2