Сибирские огни, 1925, № 2
ного. Оно естественно и в порядке вещей при современном состоянии туземного быта, характеризуемого крайней степенью темноты и неве жества. Страшная, повальная оспа, сифилис, постоянные простуды, как результат негигиеничности жилищ и образа жизни, массовая детская смертность, как результат антисанитарии и отсутствия гигиены в кор млении и воспитании ребенка, всевозможные и желудочные болезни, как следствие ненормального питания— все это при полном отсутствии ка кой бы то ни было медпомощи, достаточно сильные стимулы к вымира нию туземцев. Если же прибавить к этому не дающие потомства частые неравные браки, вызываемые экономическими причинами, присущие всем некультурным народам беспечность, лень, и нечистоплотность и, нако нец, вопиющие факты массового обирания и спаивания их окраинными русскими кулаками и захват их промысловых и охотничьих угодий со стороны теснящего их постепенно русского населения в районах крупных рек, то неизбежность их вымирания должна быть очевидна для всякого. Но если мы говорим, что нельзя продолжать и дальше имевшее ме- сто до сего времени безразличное и халатное отношение к нашим есте ственным богатствам и что это должно быть изменено в корне, то тем паче должно сказать то-же и по отношению к нашим забытым, предоста вленным собственной горькой участи аборигенам страны— малым туземным народностям. Все очищающая и оживляющая гроза нашей великой рево люции, призвавшая к жизни и собственному строительству все более или менее сильные туземные народности Республики, не может пройти мимо и этих малых и слабых народностей, ставших подлинными пасынками собственной страны. И в них она должна вдохнуть жизнь, призвав их также строить ее на новых началах, оказав им при этом необходимую помощь. Мы должны во что бы то ни стало остановить этот не прекра щающийся процесс вымирания туземцев и дать им возможность челове ческого существования, приобщив их постепенно к нашей культуре. К это му обязывает нас естественное чувство гуманности, предписывающее пом нить, что туземец такой же человек, как и мы сами, почему было бы в высшей степени несправедливо, стремясь устроить как можно лучше свою собственную жизнь, забыть о необходимости такого же улучшения и для них. Но и помимо естественного чувства гуманности, обязательность этого диктуется нам и чистопрактическими соображениями общегосудар ственной пользы. Не надо забывать, что, прожив века в суровом холод ном краю, туземцы приспособились к трудным и своеобразным условиям этого края, создали соответствующий быт и выработали необходимые по лезные навыки. Ничего этого у нас самих пока нет, и если-бы не было у нас этих туземцев, с их своеобразным укладом, полезными навыками и превосходным знанием края, весь огромный север наш представлял бы собой мертвую пустыню, почти совсем недоступную, каждый шаг проник новения в которую требовал бы от нас больших жертв. И только нали чие туземцев в беспредельных, пустынных просторах сурового севера из бавляет нас от этих жертв, и лишь с их содействием и помощью мы мо жем рассчитывать, при современной стадии нашего развития, овладеть ог ромными естественными богатствами этого края. Отсюда понятна необхо димость заботы о благе их не только в силу бескорыстного альтруизма, но в силу стимула сохранения себе естественных и полезных союз ников.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2