Сибирские огни, 1925, № 2
ничьи запасы, при своей изумительно расчетливой трате, дотянет он как- нибудь до будущей ярмарки, да быть может хватит ему до тсго времен» и запасов чая и табаку. Все же остальное скорее лишь для забавы и развле чения время от времени вместе с гостями, чем для удовлетворения своих насущных потребностей. Там, где позволяет расстояние, не превышающее нескольких сот верст, время от времени, периодически, туземцы наезжают в какой-нибудь глу хой городок или русское село для покупки товаров, сверх сугланных приобретений. Но и тут дело шло тем же порядком, как и на суглане. Туземец являлся спять-таки к своему дружку купцу., с которым вел дела. Начиналось с того же угощения, с того же торга с божбой, клятвами и уверениями с обеих сторон и кончалось тем же обменом ценной пушни ны и материалов на жалксе количество разной малоценной завали и водку. Вся разница заключалась, быть может, в том лишь, что за невоз можностью в городе или селе такого повального, безудержного пьянства, каждый туземец забирал с собой 3-5 ведер водки, с благим намерением довезти драгоценную жгучую жидкость до дому, до своих сородичей, что бы там вдоволь повеселиться и попраздновать с ними. Но... намерение это неизменно оказывалось одним из тех, которыми, как говорят, мощен ад. Решимость сберечь водку до дому оказывалась очень недолгой. На первом же ночлеге по выезде из города, где-нибудь в глуши тайги, не стесняемое ничьим надзором, начиналось новое пьянство, длившееся не сколько дней. В результате дальнейший путь с теми же отуманенными головами, обрюзгшими лицами, что и после суглана, с сохраненными, в лучшем случае, четвертью-двумя водки, вместе с закупленными кой-каки ми товарами, действительно довозившимися уже до дому1). Таковь: обитатели нашего обширного севера и таков их темный, не прикрашенный быт. Беспросветное, убогое, жуткое существование, близ кое к первым ступеням человеческого развития, часто в непосредствен ном соприкосновении с эпохой каменных орудий. Состояние, ниже кото рого мог стоять лишь первобытный человек. Результат же такой жиз ни— быстрое и массовое вымирание многих из этих народностей. Совсем недавно, чуть не на памяти наших отцов и дедов, были в Сибири еще несколько народностей, успевших за короткий срок сравнительно вымереть до единой души, так что забылись даже названия их. Так, исчезли слица земли арины, котты и другие. В ближайшую же очередь тоже грозит и многим из существующих ныне народностей, как, напр., остякам пале- азиатам р. Енисея, юкагирам Колымского края, карагасам Саянской тай ги и другим. И это в стране сказочно богатой всем необходимым для сытого и довольного существования человека. Что-то в высшей степени нелепое и парадоксальное, как будто на первый взгляд. Сказочно бога тый край и пухнущее от голода, вымирающее население... Смерть на дремлющих, огромных богатствах, за которыми стоит лишь протянуть руки, являющихся, однако, для темных аборигенов страны, не более, как водой Тантала. И тем не менее в явлении этом нет ничего парадоксаль- ') Размах описанного разгула, конечно, не везде одинаков и зависит, главным образом, от покупательной способности, т.-е. наличия большего или меньшего коли чества пушнины. Но можно сказать, как правило,—чем беднее и невежественнее на родность, тем больше их эксплоатация и при случае пьяный разгул. У более обсто ятельных и оседлых меньше эксплоатация и не так гомеричен разгул. Так. оседлые якуты-скотоводы, также падкие до водки, пьют ее в общем, быть может, даже в боль шем количестве, но такого повального, безудержного пьянства скопом у них не бывает.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2