Сибирские огни, 1925, № 2

ству от отца к сыну. Обмеривание, насчитывание лишнего, обсчет и сбы­ вание туземцам разной старой завали, вместо хороших, доброкачествен­ ных товаров, составляли альфу и омегу торговых отношений скупщиков пушнины к своим дружкам-туземцам. Если строки эти попадутся на глаза кому-нибудь из этих бывших скупщиков пушнины, перебравшихся потом в места, куда доходит печат­ ное слово, то он сочтет, конечно, своим долгом возмутиться и сказать, что автор слишком сгустил краски, и что туземцы совсем уж не такие простачки и сами прекрасно умеют обманывать торговцев. Но это будет, конечно, не больше, как пустое лицемерие. Правда, обманываемый и об­ жуливаемый из года в год туземец, запутавшись кругом, как в тенетах, в неоплатных долгах, и сам пытается платить своему кредитору той же монетой. Сводить старые счеты со своим купцом, платить ему долг и сде­ лать в долг новый забор товаров он старается обычно еще до начала пьяного разгула. Пока еще трезв, он припрятывает часть наиболее цен­ ной пушнины, стараясь уплатить торгашу лишь часть долга, клянясь и божась, что промысел был неудачный и что у него большие ничего нет, стараясь в то же время сбыть припрятанное кому-нибудь другому. Но, во-первых, торговец зорко следит за своим дружком, почему сбыть припря­ танное другому совсем не так просто, а, во-вторых, и главное— благие наме­ рения и прижимистость туземца— лишь до распития первой пары бутылок всесильной водки, усердно подливаемой угощающим, тароватым на этот раз, дружком-купцом. А там, когда выпито достаточно пьяного зелья и туземцем овладел пьяный задор... и припрятанное и неприпрятанное идут уже за бесценок. Мне самому не раз приходилось, во время своих много­ кратных скитаний по разным углам тайги, слышать от самих туземцев рассказы о том, как такой-то отдал соболя за одну чашку спирта, у та- кого-то во время пьяного сна дружок вытащил из-за пазухи пару спря­ танных соболей, что пропало, так как он не мог ничем доказать этого, у этого долга оказалось гораздо больше, чем он считал, а у того пуш­ нина как-то ушла по расчету его в три-дешево и т. д., и т. д. Расска­ зам в этом роде в тайге нет конца. И основа их везде одна—обман, жульничество, спаивание водкой, а подчас и просто обирание. Но довольно об этом. Интересующийся этим вопросом найдет сколь­ ко угодно данных в обширной литературе о Сибири; не было почти авто­ ра, который, говоря о туземцах, не отметил бы вопиющих фактов их эксплоатации. Спрашивается— что же вез с собой туземец с этого шумного, угарного суглана в места своих постоянных кочеваний взамен оставленных там в ру­ ках разных хищников пушнины, . шкур и мамонтовой кости? Немного свинца, пороха и пистонов, несколько кирпичей чая, по нескольку фунтов сахару и листового табаку, несколько десятков аршин разной лежалой бумажной ткани с очень небольшим количеством цветных сукон на от­ делку и украшение своих нехитрых платьев, иголки, нитки, бисер, гроше- вое дрянное зеркальце, кусок-другой дешевого туалетного мыла и 2-3 пу­ да или в пучшем случае 4-5 пудов муки, плюс мутные головы, распухшие лица, подорванное здоровье, попорченные нравы и новый долг, новая ка­ бала, для покрытия которой он должен будет вновь рыскать целый .год по тайге, в погоне за пушным зверем. И это за все то количество сдан­ ной и проданной им пушнины, которая при нормальных условиях могла бы обеспечить ему целый год жизни в полном достатке. Т у т же он вы­ ручил жалкий запас, которого хватит ему при самом бережном и скром­ ном расходовании в лучшем случае на несколько месяцев. Только охот­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2