Сибирские огни, 1925, № 2
Раз или два в год, обычно в начале, середине или конце зимы, у всех туземцев устраиваются общественные собрания, так называемые, сугланы, известные среди русского населения под названием ярмарок. К известному, как место ежегодных собраний, более или менее густо населенному туземцами пункту, в установленное время стягивается почти все население значительного, тяготеющего к нему, района, в несколько сот верст радиусом. В глухом таежном углу, где обычно имеются всего лишь 2-3 юрты или чума, вырастает в это время целый городок легких конических чумов, оживляемый шумной толпой с'ехавшихся от мала до велика туземцев. Какой-нибудь наиболее просторный чум или юрта отво дится под собрания, где стариками и взрослыми мужчинами обсуждаются общественные дела, распределяются подати, разбираются тяжбы. Еще в самом недалеком прошлом сугланы эти являлись ареной безудержного разгула и самого наглого и неприкрытого спаивания и обирания тузем цев. Сюда стекались не только сами туземцы для решения своих обще ственных дел, но и все те, кто кормились и наживались, эксплоатируя их темноту и невежество. Приезжали сюда правительственные сборщики по датей, отнюдь не забывавшие, конечно, сборов, помимо казенных, и в свою личную пользу, достигавших в переводе с пушнины на деньги вну шительных подчас цифр. В заботе о спасении душ пасомых наезжали из далека и священники и миссионеры, пожинавшие весьма обильную жатву разнородной и ценной пушниной за отправление ими оптом, за целый год, церковных треб— крестин, венчаний и отпеваний. Наезжало, наконец, в значительном количестве алчное и наглое русское кулачье, окраинные торгаши— скупщики пушнины. Весь этот чуждый туземцам наезжий люд, только и думающий о том, как бы получше обобрать их, навозил с со бой десятками ведер спирт. И хмельный, огненный яд, попав в руки пад ких до него наивных и диких детей тайги и тундры, творил здесь во-всю свое губительное дело. Трудно представить себе, что делалось на этих сугланах после первых дней собраний, взноса ясака и совершения цер ковных треб. По от'езде удовлетворивших свою жадность приставов и по пов, распоясывалось уже во-всю кулачье. Пьяный угар мутной зеленой волной заливал весь суглан, овладевая, как припадок безумия, всеми— от малых детей до древних стариков и старух. И чего только не творилось во время этих безумных массовых оргий', каких только не было беззако ний, насилий и ничем не прикрытого грабежа. В потоках водки, нередко отравленной для большей пьяности табаком, мухомором или еще чем-ни- будь, в течение нескольких дней, а то и недели целой, меркло сознание всего окружающего, терялись стыд, честь, тонул долг. Допившиеся до по тери сознания люди обжигались, падая в костер, обмораживались, валясь на снег между чумами, пока кто-нибудь потрезвее не поднимет и не до ведет их до чума и т. п. Женщины и девушки, впавшие в бесчувственное состояние от выпитой водки, становились жертвой похоти первого под вернувшегося торгаша русского, нередко заражавшего при этом скверной болезнью свою жертву, или своего же, еще не допившегося до потери способности желать, сородича. И в этой обстановке пьяного разгула хищные торговцы вершили свои делишки, сводя расчеты и заключая тор говые сделки с туземцами. У каждого торговца имелся свой круг клиен- тов, так называемых, «дружков», всегда забиравших у них товар и сбы вавших им свою пушнину. Дружки эти никогда не выходили из состояния вечной задолженности своему купцу, всегда умевшему записать и под считать долг так, что никакая партия пушнины, представленная должни ком, не могла покрыть этого кабального долга, переходившего по наслед
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2