Сибирские огни, 1925, № 2
бундовцы4) и кавказцы всех партий. Были также члены крестьянского* союза и члены союза учителей. Вследствие такой разношерстности, ссылка сильно расслоилась. Рух нули обычаи и традиции, установленные прежней дореволюционной ссылкой. Как я уже заметил, особенно много ссылалось в Нарым в 1906 г. Вск> зиму и весну томские тюрьмы заполнялись пересыльными в Нарымский край. В ожидании этапа пересыльные томились в Томском Губ. Замке и в- Загородном отделении, в так называемом, «Нарымском бараке». Большинство ссылаемых совершенно не было знакомо с условиями ссылки. Ссылаемые обычно прибывали в томские тюрьмы в совершенно не подходящей для сурового сибирского климата одежде: почти все были одеты в легкие ботинки и летние пальто. И почти все были без копейки в кармане. Тюремная администрация, между тем, не считалась с пересыльными, и в дни, назначенные для этапа, отправляла ссыльных в их собственной одежде или, в лучшем случае, давала им разное отрепье: рваные, грязные1 полушубки и арестантские «коты», не считаясь с морозами, которые не редко доходили до 35, 40 и даже больше градусов. / На долю томских организаций, главным образом, социал-демократиче- /ской и эсеровской, и легла тяжелая обязанность помощи пересылаемым [товарищам. Революционные организации были в ту пору слабы. Они не успевали еще оправиться после разгрома, последовавшего вслед за революцией 1905 г.г и не имели никаких средств. Политический Красный Крест не мог поэтому оказывать широкую помощь всем пересылаемым. Нужно было доставать /необходимые средства... И вот в апреле 1906 г. при Красном Кресте органи- / зуется особая группа под названием «Нарымская группа помощи политиче- ( ским ссыльным Нарымского края». «Нарымская группа» завязывает сношения со всеми тогдашними ле гальными и полулегальными организациями г. Томска и других городов, по сылает воззвания, письма и т. п. обращения и входит в тесную связь с за граничным Центральным Красным Крестом, который находился в Швей царии, в г. Женеве. В состав «Нарымской группы» вошли, главным образом, бывшие желез нодорожники и отчасти лица свободных профессий, а также студенты. Я в эту группу вошел в июне I906 г. Вскоре меня командировали для установления связи с «Учительским Союзом». Дело в том, что в Нарымский край было сослано много народных учителей. «Нарымская группа» решила поэтому привлечь «Учительский Союз» для оказания помощи ссыльным. В «Нарымской группе» в то время работали от соц.-демокр. комитета (студенты т. Левинский и Л. Красин, а вся техническая работа лежала на т. Ив. Миллер, (бывш. служащий сл. Сборов Сиб. ж. д.). Кроме перечислен ных, в группе принимало деятельное участие несколько девиц и студентов. Для оказания помощи ссыльным была втянута и либеральная публика из железнодорожного общества, а также из адвокатуры и учительства, *) «Бундовцы»—члены «Бунда» (еврейское слово, означающее «Союз»)—так со кращенно назывался «Всеобщий Еврейский Рабочий Союз в России и Польше», орга низованный в 1897 году и вошедший в состав социал-демократической партии (на 1-м с'езде 1898 года) в качестве автономной организации. На 2-м с'езде, который установил, что организация партии должна быть построена на принципе строгого- централизма, «Бунд», придерживавшийся меньшевистской ориентации, выступил из состава партии. После Октябрьской революции значительная часть членов «Бунда»- перешла в РКП. Прим. Редакции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2