Сибирские огни, 1925, № 2

Все лето с томской молодежью почти не был связан. Получил от нее одно-два письма. 5. «Союз учащейся молодежи города Томска». По возвращении осенью всех нас в Томск, вопроса о продолжении ра­ боты наших кружков не поднималось. Для нашей группы их роль была сыграна. Разроставшееся же и с каждым днем становившееся все более напряженным революционное движение еще в большей степени, чем зимой, ставило перед нами задачу— вовлечь в него массу учащихся. Для решения этой задачи было предложено два средства: выпуск неле­ гального ученического революционного журнала и образование революцион­ ной организации учащихся. Несколько вечеров было посвящено в нашей тесной компании обсуждению этих средств. У журнала оказалось много противников, указывавших на то, что, во-первых, журнал не создает сам по себе для массы учащихся возможности действия и, во-вторых, что он, в силу недостатка писательских сил и отсут­ ствия «техники», не может быть осуществлен, как достаточно солидное и устойчивое предприятие. В конце-концов, «точка зрения организации», возглавляемая Мусей, неустанно твердившим о том, что «в данный момент учащиеся нуждаются в организации, как таковой», победила. * Но вырастало новое затруднение: на какой платформе такая организа­ ция может быть создана? Ее задачей было вовлечь в революционное действие возможно большее число учащихся. Между тем, активно-революционных учащихся вообще было мало, да и они раскалывались на эсеров и эсдеков. Правда, эсдеков было больше, но все же не настолько много, чтобы они одни смогли овладеть всей массой учащихся, игнорируя своих школьных эсе­ ров. Еще большую силу имели эти обстоятельства для эсеров, ибо их было меньше, чем нас. Тогда додумались до того, чтобы создать общую эсеро­ эсдековскую организацию учащихся, избрав ее платформой совпадающие пункты программы-минимум обеих партий: свержение самодержавия, уч­ редительное собрание, четырехвостка, демократическая республика, полити­ ка просвещения и т. п. На этих основах был заключен блок. Более подробно, к сожалению, программы и устава нашей организации не помню. Помню лишь, что выборы членов Исполкома производились в каждой школе отдель­ но по одному на пятнадцать членов союза. Масштаб работы союза был обще-городской*). После бесконечной полемики, главным образом, между нашими лидера­ ми Исаем Минским**) и Мусей Левиным «инициативная группа», наконец, утвердила устав «Союза учащейся молодежи г. Томска». Предстояло прове­ сти устав через общее собрание привлекаемых в союз учащихся и выбрать Исполком, чтобы приступить к работе. *) Летом 1907 года я на свежую память подробно описал историю ученического движения в Томске и рукопись послал в «Былое». Но журнал был закрыт, и руко­ пись возвратили обратно осенью 1907 года, когда я сидел в тюрьме, не зная о том, что меня на почте дожидается эта рукопись. Узнав об этом только по выходе из тюрьмы, я уже не смог ее получить, так как почта возвратила ее обратно «Былому» Надо думать, рукопись погибла. **) И. Н. Минский—брат упоминавшегося выше Влад. Минского, тогда ученик Томского реального училища.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2