Сибирские огни, 1925, № 2

занятий, как бы войдя внутрь последних. И это мое впечатление было, ду­ мается, психологически вполне правильной угадкой. И в самом деле, тот «новый быт», который мы теперь стараемся привить массам, тогда, как и раньше, довольно просто осуществлялся многими революционерами. Много­ кратное отпечатление его можно одинаково легко найти как в биографиях и мемуарах старых революционеров, так и в русской художественной лите­ ратуре. Собралось в первый вечер человек девять. Из них пятеро, давние друзья между собою— инициаторы кружка, а четверо чужих им, хотя не­ сколько близких друг другу,— мы. И естественно, что между ними о цели и предмете работы кружка речи не было. Кружок и возник то оттого, что они пожелали его иметь. Стало быть, некое соглашение о целях кружка люгло быть лишь между нами и ними. По сему поводу я вторично демон­ стрировал свою «программу», некогда фигурировавшую в «кружке на ме­ зонине». Здесь ее отвергли быстро и резко; сказали, что долг современной интеллигентной молодежи— участие в революционном движении. А это участие возможно и наиболее плодотворно лишь в составе какой-либо поли­ тической партии; поэтому учащиеся должны примкнуть к одной из суще­ ствующих политических партий, для чего необходимо ознакомиться с ее программой. В частности, в данном кружке предполагается ознакомить его членов с программой РСДРП. А так как представленная мною программа внепартийна и во всяком случае не социаль-демократична*), то она и не может быть положена в основу деятельности настоящего кружка. Мы слегка возражали. Говорили, что, не отрицая необходимости вступления интелли­ гентной молодежи в политические партии, находим, что каждый юноша имеет право личного выбора партии для себя, а чтобы этот выбор осуще­ ствить, необходим такой кружок, где бы посменно или одновременно были рассмотрены программы всех политических партий. Нам на это ответили, что в данном кружке будет разбираться программа социал-демократиче­ ской партии, но это не мешает желающим работать в других кружках, где будут изучаться программы других партий, а также ничего не препят­ ствует критиковать социал-демократическую программу здесь, в круж­ ке, употребляя, для критики, между прочим, и аргументы, приводимые другими партиями. С этими доводами мы согласились. Правда, мне было жаль, что мы угадали не в эсеровский кружок, ибо первоначально-то моими «политпросветителями» были мальчики— эсеры. Но отчасти я надеялся со- временем «преодолеть» эсдеков, а отчасти мне даже было все-равно, с какой партией, лишь бы участвовать в революционном движении, «пойти в народ», отдать свои силы его освобождению. А «партия» тогда для меня была пустой звук. Наверное, приблизительно, такой же ход совершали чувства и моих трех друзей, ибо, спустя несколько минут, мы отказались от своей програм­ мы и согласились на их программу. Так вступили мы в ученический революционный кружок. Кружком нашим руководил Муся (Эрнест Самуил Наумович) Левин, гимназист ше­ стого класса. Это был редкостно живой и редкостно талантливый юноша. Очень симпатичное пропорционально построенное смуглое лицо. Черные теплые глаза, черные лохматые волосы, спереди клубами свисающие надо ■ лбом. Быстро двигался, быстро соображал, быстро говорил. Уже тогда он всех *) Гогда все говорили не «социал», а «социаль»-демократия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2