Сибирские огни, 1925, № 1
— Храм или казарма? Ярость стада иль вдохновение народное?—И чувствовал себя в плену у силы ураганной и жестокой. Подплыл текучий, пепельный, напомнил тихо: — Массовка кончена. Лена взяла об руку мужа, и тот тупо, автоматом, потянулся за нею к выходу. Дорогой молчали и были друг другу незнакомые, посторонние, и только у самого дома Лена к Троппу и, вливаясь в него любовным взгля дом, вдохнула слово ласки. И недовольно, испуганно оглянулась на Матуса: уж не услышал-ли? Но Матус давно ушел, не прощаясь, нырнул во тьму нелюдимых, медленных своих раздумий. III. Нашел иль потерял себя. Никогда еще стылая обыденность в халате цвета хаки так плотно не запахивала холодную, неуютную комнату Троппов. Никогда еще так нагло не прыгали в лицо пустые бутылки на окнах, миски с грязной во дой под кроватью, ненужные пыльные книги, развалившиеся на ветхом бархатном диване и хромых этажерках, докучные лифы и кофточки, про тертые коврики и все - в буром коконе лоснящихся обоев. Никогда еще не скрипел так ржавый голос квартирной хозяйки, престарелой актрисы с десятком шавок и дюжиной засиженных птичьих клеток. И лишь теперь заметил, что Лена по утрам пудрится, что у хозяй ки, Прасковьи Пафнутьевны, вставные лошадиные зубы, рыжий парик и, может быть, вставная голова, до того вся она фальшивая, скрипучая, вставная. Обычно Тропп шутя перелетал через эту «обстановочку», как на зывал ее, слепо прищурив глаза, но теперь, точно дождавшись часа сво его, «обстановочка» прыгнула из-за угла, чтоб добить, обессилить цинич ной своей наготой. И когда садился за стол, пытаясь закончить роман, шавки, мопсы, канарейки, облезлые лиловые попугайчики поднимали дикий визг, и писк, и лай. Дворняги и ветхие пернатые виновато визжали, старуха гонялась за шавками с выбивалкой и неостывшими еще щипцами, Лена нудно наво дила порядок, переставляя стулья по комнате, словно от этого должны были произойти необычайные перемены в доме, перо под рукой истери чески скрипело и плакало синими кляксами. С размаху вонзал ручку в стол, вскакивал бешено, так что кресло, кверху задрав кривые ножки с медными колесиками, грохоча, падало на пол. Цедил медленно, искоса поглядывая на жену, точно она одна во всем виновата. — Об-ста-но-воч-ка... Ро-ман ник-ког-да не будет ок-кон-че i... ...А меж тем, как легко— и так недавно— одолевали они с Леной хриплое удушье каждодневности! Каждый боролся по-своему: Лена, повесив посреди стены (как раз там, где от железных труб бурые потоки) «Остров мертвых» Бёклина, умела запутать солнечный луч в стыдливо заштопанные занавесочки, умела унести его вечно несвежую, вечно усталую мысль в нирванну. А Михаил, когда говорили ему, что «среда заедает», что нет для работы обстановки, нет красоты— отвечал гневно, раздраженно: — О, не трудно быть эстетом, когда холеные, янтарные руки твои не знают работы, ноги тонут в коврах, пьешь из фарфоровой посуды
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2