Сибирские огни, 1925, № 1
С а м о с у д . Яков Браун. ' Подруге-жене Фанни Григорьевне Браун. I. Сегодня не может писать. Сегодня не может писать. Пусть роман останется незаконченным (недописана последняя глава, всего только последняя глава), пусть пропадет четырехлетняя бессонная работа, но—*— — Сегодня не может писать. Разве волнение подлинного вдохновения веет из сердца, знакомая радость, что больше жизни, что лучше ее? И почему ему скучно с собой, скучно с незаконченным романом, скучно дописывать неотступную боль ушедшего. И доколе умирать на стоящему за воплощением прошлого, доколе каждое движение души живой будет дозирать чернильное движение пера. А всему виной этот шумно сумбурный, неуклюжий Матус Водяной. Не успел еще Михаил глаз раскрыть, а Матус уж стучал чудацкой, суковатой палкой, огломаной, верно, от сосны, что у дороги, стучал в двери и окна, криком орущим глушил улицу: —* Вставай, брат,— революция! Вставай, подымайся, рабочий народ! Мишка! Брось свои канделясы и сказки выписывать! Сказка по улице по шла! Да вставай-же, чорт! Революция, говорят тебе! От редакции: Не касаясь художественной стороны печатаемой ниже повести, редакция считает не лишним предпослать ей несколько слов. Редакция рассматривает эту повесть, как в высшей степени интересный литературный документ, отображающий времена керенщины и дающий в фотографи ческих верных и жизненно-правдивых сценах и фактах тип лево-эсеровского «героя». Изображая своего «левого эсера»,как «героя», не убоявшегося даже смерти и погиб нувшего по повести от «самосуда», автор раскрывает перед нами подлинную сущность всего левого эсерства, его беспочвенность, трескучую «революционность» и ту напы щенную внешность, в которую, как в благородный плащ, облачались эти «революци онные рыцари без страха и упрека», не признанные эпохой, не признанные народом, а потому и отвергнутые им. Автор, конечно, готов упрекнуть «толпу» за то, что она не оценила и не при знала своего искреннего «героя», которого он не прочь характеризовать, как «страсто терпца», гибнущего от «самосуда». Автор назвал свою повесть «Самосуд». Мы бы считали более соответствующим назвать эту повесть не «Самосуд», а «Суд над собой», суд над лево-эсеровской организацией, тем более, что автор—актив ный некогда член эсеровской организации. Ему и книги в руки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2