Сибирские огни, 1925, № 1

щикова: «Краткий очерк образцов ман­ чжурской литературы», В л а д и в о с т о к , 1910 г.). К сожалению, следует сказать, что у автора в момент обработки материала, очевидно, не было под рукой соответствую­ щих источников и пособий. Достижения в области доисторической археологии Сиби­ ри последних 5-6 лет (работы Петри, Со- сновского и Ауэрбаха, Хороших и др.) остались неизвестны автору. Разработка проблем до истории Сибири в значитель­ ной мере зависит также от тщательного знакомства с богатейшими коллекциями Дальневосточных и Западно-Сибирских му­ зеев (Иркутск, Красноярск, Минусинск, Чита, Троицкосавск, Нерчинск, Хабаровск). Вообще, как место для составления моно­ графий, Шанхай, должно быть, не являет­ ся идеалом исследовательских желаний; сам автор жалуется в предисловии, что не нашел в Шанхае «даже популярных книг по антропологии . (even very papular). Эта поразительная нищета Шанхайских библио­ тек дает себя знать и в работе Широкого- рова о клановой организации манчжуров. В списке книг, приложенных к концу работы, отсутствуют наиболее ценные тру­ ды по этнографии тунгусов (Маак, Мид- дендорф, Паллас, Майдель, Чекановский, Рычков и др.) Поэтому хорошее исследова­ ние теряет ценность монографии, которая предполагает учет всего, что сделано по затронутому вопросу. Но ввиду того, что до сих пор мы не имели не только солид­ ного исследования о племенах тунгусской народности, но даже исчерпывающей свод­ ки, работы Широкогорова являются круп­ ным вкладом в науку о тунгусах. Кроме названных работ, он обещает опубликовать следующее: «The Ethnography of the Rein­ deer Tungus of Transbaikalia». («Этногра­ фия оленных тунгусов Забайкалья»); «fln- thropologu of the Nomad Tungus ofT rans- baikalia» («Антропология кочевых тунгу­ сов Забайкалья»).—Но обратимся к книге о социальном устройстве манчжуров. Вот некоторые выводы этой книги. Манчжурский клан представляет собою группу родственников, соединенных агна- тическим родством, определяемую тем, что они имеют общего предка и духов, при­ своенных этим родственникам. Клан вклю­ чает также женщин, адоптированных эти­ ми родственниками, как жен членов муж­ ского клана. Идеология клановой организа­ ции тесно связана с системой духов, при­ своенных манчжурами. Клан не только имеет свой генетический базис в шаманиз­ ме, но шаманизм с своей стороны являет­ ся поддержкой социальной организации. Классификация системы родства осно­ вана на делении клана на классы и деле­ нии классов на младшие и старшие груп­ пы. Отцовская система в настоящее вре­ мя поглощает мало-по-малу древнюю си­ стему материнской филиации. Клан удер­ живает следы большого влияния женщины и ее родственников. Манчжуры в прежние времена имели иную систему социальной организации, представлявшую более широ­ кие права женщине, чем в настоящее вре­ мя. Теперь манчжуры очень интенсивно усваивают китайские социальные институ­ ты и культуру вообще; они постепенно за­ бывают свой язык и покидают основы старой культуры, передавая клановые функ­ ции государству. Манчжуры потеряли культурное равновесие и, как этнос, нахо­ дятся в стадии вырождения. Только в ча­ сти манчжуров замечается сильная оппо­ зиция против китайских преобразований, лишивших манчжуров юрисдикции. Но почтенный автор свою хорошую книгу испортил дурным анекдотом. На стр. 144, по поводу родительского автори­ тета в манчжурском клане, мы читаем сле­ дующее примечание: «Русские судьи с их столь либеральным и гуманным духом (до 1917 года, конечно), основанном на идеях современной юриспруденции, относились с не особенным уважением к престижу род­ ственников, с точки зрения тунгусов, имею­ щему первостепенное значение. Совершен­ но к такому же результату пришли, с од­ ной стороны, китайская юриспруденция, основанная на сыновьем послушании, ис­ ключительно дурном обращении с побе­ жденными и весьма низкой цене человече­ ской жизни в Китае, а, с другой стороны - современная русская (после Великих Ре­ форм 19 века) юриспруденция, основанная на идеях французской философии X V III века и на всеобщем благе человечества: к пол­ ному разрушению моральной устойчивости людей, имеющих другие принципы в осно­ ве своей социальной системы». Далее это положение о китайской жестокости «со­ временной Российской юристики» по отно­ шению к туземцам расширяется автором в общее правило: «неприкосновенное свое­ образие этнографических институтов и идей» вытравляется, де, во всей современ­ ной России—«за исключением малой груп­ пы людей, начиненных чуждыми идеями». Профессор Шмидт, на основании неко­ торых данных языка тунгусских племен Нижнего Амура, пытается рассмотреть тун- гусо-манчжурские языки, как ветвь алтай­ ской семьи языков, общее происхождение которых является для него фактом. Попут­ но наш китаист (когда-то профессор Вла­ дивостокского Восточного института) вскры­ вает в языке нигидальцев и ольчей заим­ ствования из китайского языка и дает воз­ можность нарисовать культурную историю племен, об языке которых до сих пор не было написано ни одной строчки. Так, в языке ольчей ЙЬтор находит 151 слово об­ щее языкам манчжурскому, тунгусскому и монгольскому и 51—заимствованных китаиз- мов. При чем монгольские слова характе­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2