Сибирские огни, 1925, № 1
щикова: «Краткий очерк образцов ман чжурской литературы», В л а д и в о с т о к , 1910 г.). К сожалению, следует сказать, что у автора в момент обработки материала, очевидно, не было под рукой соответствую щих источников и пособий. Достижения в области доисторической археологии Сиби ри последних 5-6 лет (работы Петри, Со- сновского и Ауэрбаха, Хороших и др.) остались неизвестны автору. Разработка проблем до истории Сибири в значитель ной мере зависит также от тщательного знакомства с богатейшими коллекциями Дальневосточных и Западно-Сибирских му зеев (Иркутск, Красноярск, Минусинск, Чита, Троицкосавск, Нерчинск, Хабаровск). Вообще, как место для составления моно графий, Шанхай, должно быть, не являет ся идеалом исследовательских желаний; сам автор жалуется в предисловии, что не нашел в Шанхае «даже популярных книг по антропологии . (even very papular). Эта поразительная нищета Шанхайских библио тек дает себя знать и в работе Широкого- рова о клановой организации манчжуров. В списке книг, приложенных к концу работы, отсутствуют наиболее ценные тру ды по этнографии тунгусов (Маак, Мид- дендорф, Паллас, Майдель, Чекановский, Рычков и др.) Поэтому хорошее исследова ние теряет ценность монографии, которая предполагает учет всего, что сделано по затронутому вопросу. Но ввиду того, что до сих пор мы не имели не только солид ного исследования о племенах тунгусской народности, но даже исчерпывающей свод ки, работы Широкогорова являются круп ным вкладом в науку о тунгусах. Кроме названных работ, он обещает опубликовать следующее: «The Ethnography of the Rein deer Tungus of Transbaikalia». («Этногра фия оленных тунгусов Забайкалья»); «fln- thropologu of the Nomad Tungus ofT rans- baikalia» («Антропология кочевых тунгу сов Забайкалья»).—Но обратимся к книге о социальном устройстве манчжуров. Вот некоторые выводы этой книги. Манчжурский клан представляет собою группу родственников, соединенных агна- тическим родством, определяемую тем, что они имеют общего предка и духов, при своенных этим родственникам. Клан вклю чает также женщин, адоптированных эти ми родственниками, как жен членов муж ского клана. Идеология клановой организа ции тесно связана с системой духов, при своенных манчжурами. Клан не только имеет свой генетический базис в шаманиз ме, но шаманизм с своей стороны являет ся поддержкой социальной организации. Классификация системы родства осно вана на делении клана на классы и деле нии классов на младшие и старшие груп пы. Отцовская система в настоящее вре мя поглощает мало-по-малу древнюю си стему материнской филиации. Клан удер живает следы большого влияния женщины и ее родственников. Манчжуры в прежние времена имели иную систему социальной организации, представлявшую более широ кие права женщине, чем в настоящее вре мя. Теперь манчжуры очень интенсивно усваивают китайские социальные институ ты и культуру вообще; они постепенно за бывают свой язык и покидают основы старой культуры, передавая клановые функ ции государству. Манчжуры потеряли культурное равновесие и, как этнос, нахо дятся в стадии вырождения. Только в ча сти манчжуров замечается сильная оппо зиция против китайских преобразований, лишивших манчжуров юрисдикции. Но почтенный автор свою хорошую книгу испортил дурным анекдотом. На стр. 144, по поводу родительского автори тета в манчжурском клане, мы читаем сле дующее примечание: «Русские судьи с их столь либеральным и гуманным духом (до 1917 года, конечно), основанном на идеях современной юриспруденции, относились с не особенным уважением к престижу род ственников, с точки зрения тунгусов, имею щему первостепенное значение. Совершен но к такому же результату пришли, с од ной стороны, китайская юриспруденция, основанная на сыновьем послушании, ис ключительно дурном обращении с побе жденными и весьма низкой цене человече ской жизни в Китае, а, с другой стороны - современная русская (после Великих Ре форм 19 века) юриспруденция, основанная на идеях французской философии X V III века и на всеобщем благе человечества: к пол ному разрушению моральной устойчивости людей, имеющих другие принципы в осно ве своей социальной системы». Далее это положение о китайской жестокости «со временной Российской юристики» по отно шению к туземцам расширяется автором в общее правило: «неприкосновенное свое образие этнографических институтов и идей» вытравляется, де, во всей современ ной России—«за исключением малой груп пы людей, начиненных чуждыми идеями». Профессор Шмидт, на основании неко торых данных языка тунгусских племен Нижнего Амура, пытается рассмотреть тун- гусо-манчжурские языки, как ветвь алтай ской семьи языков, общее происхождение которых является для него фактом. Попут но наш китаист (когда-то профессор Вла дивостокского Восточного института) вскры вает в языке нигидальцев и ольчей заим ствования из китайского языка и дает воз можность нарисовать культурную историю племен, об языке которых до сих пор не было написано ни одной строчки. Так, в языке ольчей ЙЬтор находит 151 слово об щее языкам манчжурскому, тунгусскому и монгольскому и 51—заимствованных китаиз- мов. При чем монгольские слова характе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2