Сибирские огни, 1925, № 1
КРИТИКАИБИБЛИОГРАФИЯ i. М, Колосов. - « К о м с о м о л ь с к и е р а с с к а з ы». И з д а т е л ь с т в о « М о л о д а я Г в а р д и я » . 1925 г. Москва.Тир. 8000. 'Э£а_юшжечка в шестьдесят шесть страниц резко выделяется из серой массы бел летристики, написанной молодежью в годы революции. Она талантлива. Молодо и взбу доражено талантлива. Это, конечно, еще не литература. В ней еще на каждой страни це живое чувство молодого, незрелого пи сателя мужественно борется с умствовани ями «политграмотного» агитатора и далеко не всегда умеет его эмоционально ассими лировать в живом материале. Часто, вме сто художественного рисунка, мы видим по литическую изузоренную фразу: «А над все ми первый ткач—Владимир Ильич. Троц кий с Калининым — первые подручные». Это, конечно, начатки политграмоты, те перь частично даже устаревшей. Не здесь, не в этой конкуренции с Кова ленко нужно искать запах молодого талан та. Талантливость автора книжечки—в его крепкой зарисовке переживаний рабочих подростков, в уменьи верно показать жи вое лицо молодежи. Ее вечную правду. Мо лодость обновляет жизнь. Она постоянно крепит ее своим запасом творческого беспо койства. Молодому писателю удаюсь схватить этот буйный напор молодости на успевшие заплесневеть кое в чем новые формы жизни. Это основная тема всех четырех его рассказов. Робкий Петька восстает против зазнав шегося редактора Сеньки (рассказ «Стен- газ»); Павлушка Носков находит в себе му жество свершить «преступление», когда это надо: украсть у капитана креп (рассказ «Креп»); Иван Друз умеет не подчиниться обюрократившемуся секретарю ячейки Ши лову («Буза»). И, наконец, тринадцатилет ний Ванька борется с формалистикой, за крывающей ему доступ в комсомол. Во всех этих темах еще нет музыки «большого» искусства, но они юны—эти те мы, и в молодом писателе ценно то, что в своей четкой комсомольской линии он су мел избежать опасности святочно-добро детельных фабул о комсомольцах. В этом он ярко обнаруживает человечески - писа тельское здоровье. Оно—это здоровье—сопутствует и его языку. Он свеж и всегда энергично спрессо ван. «На фабрике рванул гудок». «Ровное пламя горна ластило лицо Иваныча». «По кузнице шныряли тени солнца». «Небо, как ошпаренное, вздрогнуло. По черному мох натому раздолью высекло крупную мол нию». Все у Колосова подчинено его взбу- дораженно-молодому, человечески-активно- му восприятию. Есть, правда, у него штам пованные, мертвые слова, особенно в ди алогах—«обнакновенно», «апосля», но это редко. Но чаще—у него свои слова, крепко зажатые клещами подлинных, горячих пе реживаний, слова, сплавленные в четкие фразы, экономно настигающие цель. Это все говорит за то, что перед нами зародыш таланта, который сможет при бла гоприятных условиях широко и подлинно по-новому осуществить себя в слове. В. Правдухин. «Алтайская деревня». № 1 (октябрь), № 2 (ноябрь) 1924 г. Издание Алтайского губкома РКП . Барнаул. “Приступая к изданию «Алтайской Де ревни», Алтайский губком Р. К. П. поста вил перед журналом задачу: «наиболее полно и всесторонне обслужить деревню». Перед нами две книжки этого журнала, и мы с основанием уже можем судить, на сколько справились наши алтайские това рищи с поставленной перед ними задачей. Прежде всего, о типе журнала. Нам кажется азбучной истиной, что журнал, призванный «обслужить деревню», должен быть массовым журналом. Его об‘ем дол жен быть невелик. Статьи—кратки, трак туемые в них вопросы—актуальны для ши роких масс крестьянства, язык прост, по пулярен, понятен. Наконец, совершенно не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2