Сибирские огни, 1925, № 1

КРИТИКАИБИБЛИОГРАФИЯ i. М, Колосов. - « К о м с о м о л ь с к и е р а с с к а з ы». И з д а т е л ь с т в о « М о л о ­ д а я Г в а р д и я » . 1925 г. Москва.Тир. 8000. 'Э£а_юшжечка в шестьдесят шесть страниц резко выделяется из серой массы бел­ летристики, написанной молодежью в годы революции. Она талантлива. Молодо и взбу­ доражено талантлива. Это, конечно, еще не литература. В ней еще на каждой страни­ це живое чувство молодого, незрелого пи­ сателя мужественно борется с умствовани­ ями «политграмотного» агитатора и далеко не всегда умеет его эмоционально ассими­ лировать в живом материале. Часто, вме­ сто художественного рисунка, мы видим по­ литическую изузоренную фразу: «А над все­ ми первый ткач—Владимир Ильич. Троц­ кий с Калининым — первые подручные». Это, конечно, начатки политграмоты, те­ перь частично даже устаревшей. Не здесь, не в этой конкуренции с Кова­ ленко нужно искать запах молодого талан­ та. Талантливость автора книжечки—в его крепкой зарисовке переживаний рабочих подростков, в уменьи верно показать жи­ вое лицо молодежи. Ее вечную правду. Мо­ лодость обновляет жизнь. Она постоянно крепит ее своим запасом творческого беспо­ койства. Молодому писателю удаюсь схватить этот буйный напор молодости на успевшие заплесневеть кое в чем новые формы жизни. Это основная тема всех четырех его рассказов. Робкий Петька восстает против зазнав­ шегося редактора Сеньки (рассказ «Стен- газ»); Павлушка Носков находит в себе му­ жество свершить «преступление», когда это надо: украсть у капитана креп (рассказ «Креп»); Иван Друз умеет не подчиниться обюрократившемуся секретарю ячейки Ши­ лову («Буза»). И, наконец, тринадцатилет­ ний Ванька борется с формалистикой, за­ крывающей ему доступ в комсомол. Во всех этих темах еще нет музыки «большого» искусства, но они юны—эти те­ мы, и в молодом писателе ценно то, что в своей четкой комсомольской линии он су­ мел избежать опасности святочно-добро­ детельных фабул о комсомольцах. В этом он ярко обнаруживает человечески - писа­ тельское здоровье. Оно—это здоровье—сопутствует и его языку. Он свеж и всегда энергично спрессо­ ван. «На фабрике рванул гудок». «Ровное пламя горна ластило лицо Иваныча». «По кузнице шныряли тени солнца». «Небо, как ошпаренное, вздрогнуло. По черному мох­ натому раздолью высекло крупную мол­ нию». Все у Колосова подчинено его взбу- дораженно-молодому, человечески-активно- му восприятию. Есть, правда, у него штам­ пованные, мертвые слова, особенно в ди­ алогах—«обнакновенно», «апосля», но это редко. Но чаще—у него свои слова, крепко зажатые клещами подлинных, горячих пе­ реживаний, слова, сплавленные в четкие фразы, экономно настигающие цель. Это все говорит за то, что перед нами зародыш таланта, который сможет при бла­ гоприятных условиях широко и подлинно по-новому осуществить себя в слове. В. Правдухин. «Алтайская деревня». № 1 (октябрь), № 2 (ноябрь) 1924 г. Издание Алтайского губкома РКП . Барнаул. “Приступая к изданию «Алтайской Де­ ревни», Алтайский губком Р. К. П. поста­ вил перед журналом задачу: «наиболее полно и всесторонне обслужить деревню». Перед нами две книжки этого журнала, и мы с основанием уже можем судить, на­ сколько справились наши алтайские това­ рищи с поставленной перед ними задачей. Прежде всего, о типе журнала. Нам кажется азбучной истиной, что журнал, призванный «обслужить деревню», должен быть массовым журналом. Его об‘ем дол­ жен быть невелик. Статьи—кратки, трак­ туемые в них вопросы—актуальны для ши­ роких масс крестьянства, язык прост, по­ пулярен, понятен. Наконец, совершенно не­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2