Сибирские огни, 1925, № 1
угольным парусом, которым можно пользоваться только при легком по путном ветре. Моторный катер, который был здесь раньше, теперь убран. Карбаса же годны лишь в самую хорошую погоду, которая бывает далеко не всегда. Все озеро было пройдено за два дня. С устья Чулышмана вышли в ночь на 20 июля, спасаясь от комаров в болотистой дельте Чулышмана, и дошли до небольшой алтайской деревеньки Бэлэ, на правом берегу озе ра. До сих пор нас комары не беспокоили-—в горах их убивают холода. Второй ночлег на Или— вторая деревенька на озере. 21 июля пришли в Артыбаш,— это уже более значительная деревуш ка с несколькими десятками дворов русских кержаков и алтайских юрт, наполовину срубленных из дерева, с конической крышей из коры ли ственницы. Обитатели юрт— тубулары или тубу-кижи (алтайское племя). Мы уже у истока Вии. Здесь дневка. Достали, хотя и с трудом, муки и крупы. На плотах из Артыбаша Залегла ватага наша. Полный отдых. Мы на Бие. И одна картина быстро сменяет другую. Плот весело прыгает по порожкам и скрипит на связях по крутым изви вам реки между нависшими скалами. Ребятам приходится лишь иногда помочь плотогонам отбить корму в «худых местах»— на прибоях к скалам. Иногда наш плот, состоящий из двух связок, повинуясь команде вожака, затевает какую-то хитрую кадриль. Чтобы выбиться из водово рота, он пускает переднюю связку под утес. Струя подхватывает заднюю связку и выносит плот из водоворота. Нос стал кормой, но это для на шего судна нипочем. Не раз замирали сердца, когда плот бороздил при брежные скалы, или когда бревна, как клавиши рояля, пускались в пля ску под ударами подводных камней. Без приключений все-таки не обо шлось. Раз по оплошности вожака плот таки налетел на скалу. Отдела лись, однако, только поломкой гребей, да потерей нескольких бревен. Да один из плотогонов, с крайней греби, выскочил на скалу, да там и остался. Дожидаться некогда— Бия свою прыть умерить не хочет. Не ча сто попадаются места, где можно «пойматься за берег». Весь сплав от Артыбаша до Бийска потребовал 6 дней, включая две вынужденных задержки: остановка на полдня из-за недоразумений у плотогонов с лесничеством и дневка из-за проливного дождя. По ночам плыть опасно. Останавливались, ночуя на берегу, чтобы отправиться даль ше, как только рассеется туман. Всего мы сделали на плоту около 260 верст. Вот более приметные пункты на нашем сплаве: 23 июля. Крутой слив в истоке Бии. Порог Ирток (здесь-то мы потерпели крушение, разбив носовую связку плота). Бом Чолтлу (здесь поймались после аварии для починки). Пороги: Кабыровский, Пыжинский (устье р. Пыжи), Айрыташский (или «Щеки»), Ильбегеньский. Большое село Кебезень— центр лесных заготовок, лесничество, контора Бийского лес- треста, кооператив. В Кебезень ведут колесные дороги из Бийска и из Ула- лы. Был когда-то колесный путь и до самого Телецкого озера в Артыбаш. Мы видели в Артыбаше сохранившиеся еще телеги на колесах. Колеса-то уцелели, а вот дорога сломалась: местами подмыты бомы, есть каменные завалы. Теперь в Артыбаш можно проехать из Кебезени только верхом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2