Сибирские огни, 1925, № 1

угольным парусом, которым можно пользоваться только при легком по­ путном ветре. Моторный катер, который был здесь раньше, теперь убран. Карбаса же годны лишь в самую хорошую погоду, которая бывает далеко не всегда. Все озеро было пройдено за два дня. С устья Чулышмана вышли в ночь на 20 июля, спасаясь от комаров в болотистой дельте Чулышмана, и дошли до небольшой алтайской деревеньки Бэлэ, на правом берегу озе­ ра. До сих пор нас комары не беспокоили-—в горах их убивают холода. Второй ночлег на Или— вторая деревенька на озере. 21 июля пришли в Артыбаш,— это уже более значительная деревуш­ ка с несколькими десятками дворов русских кержаков и алтайских юрт, наполовину срубленных из дерева, с конической крышей из коры ли­ ственницы. Обитатели юрт— тубулары или тубу-кижи (алтайское племя). Мы уже у истока Вии. Здесь дневка. Достали, хотя и с трудом, муки и крупы. На плотах из Артыбаша Залегла ватага наша. Полный отдых. Мы на Бие. И одна картина быстро сменяет другую. Плот весело прыгает по порожкам и скрипит на связях по крутым изви­ вам реки между нависшими скалами. Ребятам приходится лишь иногда помочь плотогонам отбить корму в «худых местах»— на прибоях к скалам. Иногда наш плот, состоящий из двух связок, повинуясь команде вожака, затевает какую-то хитрую кадриль. Чтобы выбиться из водово­ рота, он пускает переднюю связку под утес. Струя подхватывает заднюю связку и выносит плот из водоворота. Нос стал кормой, но это для на­ шего судна нипочем. Не раз замирали сердца, когда плот бороздил при­ брежные скалы, или когда бревна, как клавиши рояля, пускались в пля­ ску под ударами подводных камней. Без приключений все-таки не обо­ шлось. Раз по оплошности вожака плот таки налетел на скалу. Отдела­ лись, однако, только поломкой гребей, да потерей нескольких бревен. Да один из плотогонов, с крайней греби, выскочил на скалу, да там и остался. Дожидаться некогда— Бия свою прыть умерить не хочет. Не ча ­ сто попадаются места, где можно «пойматься за берег». Весь сплав от Артыбаша до Бийска потребовал 6 дней, включая две вынужденных задержки: остановка на полдня из-за недоразумений у плотогонов с лесничеством и дневка из-за проливного дождя. По ночам плыть опасно. Останавливались, ночуя на берегу, чтобы отправиться даль­ ше, как только рассеется туман. Всего мы сделали на плоту около 260 верст. Вот более приметные пункты на нашем сплаве: 23 июля. Крутой слив в истоке Бии. Порог Ирток (здесь-то мы потерпели крушение, разбив носовую связку плота). Бом Чолтлу (здесь поймались после аварии для починки). Пороги: Кабыровский, Пыжинский (устье р. Пыжи), Айрыташский (или «Щеки»), Ильбегеньский. Большое село Кебезень— центр лесных заготовок, лесничество, контора Бийского лес- треста, кооператив. В Кебезень ведут колесные дороги из Бийска и из Ула- лы. Был когда-то колесный путь и до самого Телецкого озера в Артыбаш. Мы видели в Артыбаше сохранившиеся еще телеги на колесах. Колеса-то уцелели, а вот дорога сломалась: местами подмыты бомы, есть каменные завалы. Теперь в Артыбаш можно проехать из Кебезени только верхом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2