Сибирские огни, 1925, № 1
Но песней беды не поправишь. Выходило хуже: Так мы пели и орали, Всех маралов распугали, Всех козлов и всех медведей— Никакой не видно снеди. Козлов встречали частенько, но, обычно, их пугали те, у кого не было ружей, и они уходили невредимыми. А марал— чуткий зверь. Если и встречались следы, то на вопрос: — Где марал? Проводники отвечали: — За тремя хребтами! 10 июля. Спустились по ручью на юг. Вышли на речку. Позже мы узнали, что это Кизыл-тобрак, приток Б. Саусканды. Остатки развалив шегося сруба. На дереве— медвежьи уши, видимо, жертвенные. Привал на полдня. Занялись лошадью. С голодухи выход есть— Мы конину стали есть. И теперь мы получаем, Вместо хлеба «махан» с чаем. 11 июля. Перевал в вершину неизвестного ручья. Встреча с тремя охотниками-алтайцами, приехавшими, сюда из-за Катуни на охоту за ма ралами. Но охота их была неудачна. Поделились продовольствием. Выясни ли, что ручей течет в р. Улу-су, приток р. Кадрина, узнали путь до бли жайшего аила на р. Кара-Кудюр (приток Башкауса). Еще один перевал - на р. Нуан-су (Голубая река). 12. июля. Вышли к озерам Калканду. Здесь встретили еще одного охотника за маралами, с Черного Ануя Последний высокий перевал с да лекими видами, и мы, наконец, выпутались из сети катунских притоков. Предполагалось спуститься на Кара-Кудюр. Но случайно попали не в тот ложок, не на заселенный Кара-Кудюр, а на глухую безлюдную реку Аспар- ты. Подбзрительная эта река, и название ее нам перевели так: «заблу дившаяся», «без прохода». 13 июля. Тропа привела нас к крутому обрыву над Башкаусом. Слу чайно встретившийся алтаец из Кара-Кудюра снабдил нас мясом дикой козы и согласился вывести в ближайшие аилы за Башкаусом. Через глу бокое ущелье Аспарты, с отвесными скалами по бокам, выбрались к мосту через БашкауС, несколько выше устья Аспарты. Первые признаки культуры за две недели таежных блужданий— арыки, орошающие посевы ячменя и сенокосные участки. 14 июля. Перебрались через Башкаус на р. Паспарты, по которой разбросаны аилы теленгитов. Название реки нам перевели так, что и эта река не подавала хороших надежд: «ушел без возврата», но мы выбра лись к жилью. Хоть не мало мы плутали, К Башкаусу все ж попали. Средь алтайцев по аилам Голосим мы, что есть силы. IV. На Башкаусе и Чулышмане. В аилах теленгитов по горным щелям на притоках Башкауса мы сно ва подкрепили свои силы, хотя достать здесь можно было только мясо и молочные продукты: чегень (кислое молоко), сырчик и т. д. Ребята ско ро приметили приветливость теленгитов, которым обычай не позволяет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2