Сибирские огни, 1925, № 1
пош, кооператив, школа. Жители— в большинстве алтайцы. Учительница и председатель сельсовета очень приветливо приняли нас в школе, где мы расположились на ночлег. Дальше— деревня Сиюрла, за ней— порог Айры- таш и бом того же названия (по-русски— водоворотный камень). Деревня и река Узнези (сюда выходит вторая дорога из Улалы), затем, за рекой, Анос (здесь есть перевоз). Дальше— бом и мост через р. Куюм (по Куюму есть тропы к Телецкому озеру— на Ачелман и Сары-Кокши). Деревня Эликмонар в устье р. Эликмонара (тропа на Каракольские белки). Но вот близок и отдых. Отшагавши верст немало, Добрались мы до Немала. Трое суток отдыхали, Кумыс пили, ели, спали... Чемал— большое село, где есть и кооператив, и в достаточном ко личестве можно достать все необходимые предметы продовольствия. Это— заветный уголок на Алтае, с окрестностями, полными чарующей красоты. За три дня отдыха наши ребята, однако, не только ели и спали да лазили по окрестным скалам. Нет, они использовали отдых для смычки с мест ными комсомольцами. Разучили еще на путевых ночевках и недурно разы грали здесь пьесу «Коммунистка». Был и доклад на тему: «Задачи PJIKCM , рабочая молодежь прежде и теперь, и наша экскурсия». Были ответные речи, декламация, пение. Словом, вечер удался на-славу. Надо сказать, что наши ребята ни раньше, ни позже, когда прихо дилось останавливаться близ деревень, не упускали случая побеседовать с местной молодежью, разыскать комсомольцев, делясь с ними своей бод ростью и верой в успех... В Чемале мы • нашли сведущих людей и узнали много интересного. Познакомились с историей алтайских племен, с их нравами и обычаями, верованиями. Стертые пятки успели зажить. Все уже чувствуют себя испытанными пешеходами. Сомнений больше нет, торные пути для нас уже не гак интересны. Сушим сухари, коптим и вялим на солнце, по алтайскому способу, ямсо. Готовимся к переходу в 7-10 дней глухой безлюдной тайгой. — Через белки к Алтын-колю. ...И серебряным Чемалом Мы полезли вверх по скалам. III. Через белки к Алтын-колю. Из Чемала тронулись только в полдень 2 июля. С нами 10 вьючных лошадей с необходимым снаряжением и запасом продовольствия на 7-10 дней. Тропа идет правым берегом р. Чемала, местами забираясь на скалы. Проходим два бома: Кара-Ярык и Кузле. За Кузле— устье р. Кумы. Два ключа: Нижний,и Верхний Бирлюш. Вот последний населенный пункт на р. Чемал— Уажан. С десяток аилов—конических хижин, крытых корой лиственницы. Отсюда наш проводник— алтаец Прокопий. Говорят, что он бывший бан дит. Но что нам до того— лишь бы знал горы. Нам нужно пройти на верхний конец Телецкого озера через вер шину р. Челдар, которая дает кратчайшее направление для спуска с водо раздела.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2