Сибирские огни, 1925, № 1
ных хребтов среди глухой безлюдной тайги и затем сплыть вниз по Телецкому озеру и Бие. Бывалые бийчане качают в сомнении головами: — Это вперед-то вы громко поете, пока не шагали. Посмотрим, что будет потом. — Полазите по хребтам, так повернете назад искать дорог поровнее. Решили пройти по Катуни. А там видно будет. На катунских стремнинах. Путь из Бийска по берегу Катуни идет сначала равниной. Мы ша гали быстро и бодро. Усталые могли присесть на подводах, сопровождав ших нас с нашими вещами и продовольствием, и отдыхали по-сменно. Из Бийска мы направились на Немал. Вот наш маршрут: 23 июня, в 9 час. утра,— отправка из Бийска, перевоз через Бию. Село Верх-Катунское (Ярки)— 17 верст, дальше— большое село Сростки— 17 вер. За селом перевоз через Катунь. За перевозом первый ночлег в палатках в виду села на берегу мутной Катуни, плещущей своей белесой ледниковой волной. Видны предгорья Алтая. Направо, среди холмистого предгорья возвышается гора Бобырган, далеко забежавший на степь ве ликан. По преданию, это один из трех братьев бо 1 атырей, повздоривших из-за племяницы,— неудачник, оставшийся в одиночестве. Появление гор было встречено общим восторгом. Ребята пели: Уж вдали виднелись горы, Словно бийские соборы. 24 июня, с 6 часов утра, двигаемся левым берегом Катуни. Степная местность, но горы вдали все яснее, местами на них сверкают пятна снега. Катунь шумит все сильнее. Проходим деревни Хуторки, Шульгин Лог, Платону. Наша фуражировка за продуктами успешна. Во всех этих деревнях в изобилии можно достать молочные продукты. За рекой видно большое село Чергачак, это— в устье реки Маймы, в нескольких верстах от столицы Ойротии— Улалы. Отсюда пришлось сделать выезд в Улалу, чтобы сделать некоторые закупки и выполнить административные формальности. Экскурсия ночует уже в горах в деревне Ае, после днев ного перехода в 55 верст. Надо печь хлеб, а потому расположились в самой деревне - в школе. 25 июня, в 9 часов, утра выехали на переправу, снова на правый берег Катуни. Левым берегом сплошного колесного пути нет, местами приходится довольствоваться вьючной тропой. Все же и Он интересен для туристов; здесь попадаются могучие притоки Катуни (Сема), есть водо пады (Камышла). Удовольствие пройтись этим путем мы пока оставили до другого случая. Перевоз— самолет на 9 лодках. Переправа через Ка тунь заняла всею несколько минут. Она здесь сжата до 100 сажен и рокочет на камнях. Выше и ниже перевоза мы видим первые катунские пороги. Горы уже обошли нас со всех сторон, охватили своей дружной и тесной толпой. Могучие сосны теснятся кругом. Мы идем неширокой террасой над Катунью. Дорога жмется к уступам скал над рекою. Это т. н. «бомы» или «приторы». Катунь ревет в теснинах, образуя крутую из лучину. Вот проходит наша рота Манжерокские ворота. «Манжерокские ворота»— это первый из больших порогов на <атуни. Здесь не редко разбивает плоты. Плот должен пройти по кривым излучи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2