Сибирские огни, 1925, № 1
ционной эпохи, ее сверхличного вихря, крепко захватившего в свой во доворот современного, чаще всего нелепого, человека. Но это уродства совсем не4похоже на нелепицу, изображаемую Пильняком и Н. Огневым. У них человек совершенно задавлен нелепицей, и сам он, выступающий в большинстве случаев, как эпизод, хило, болезненно, вырожденчески уродлив. У Бабеля в каждом красноармейце, в каждом бойце конармии наряду с урод ством читатель чувствует необычайную «билогическую» приверженность к земле, к женщинам, к жизни. Революционная буря сорвала Бабелевских людей с корня, вырвала из клещей тяжелого быта— показала нам их вне быта, в изначальной обнажен ности—еще уродливых, но фанатично преданных земле и жизни. У Бабеля вы не найдете предвзятых тенденций при изображении человека: он обнажает его до последней предельности, и тем, кто еще боязливо дрожит при исчезно вении обломков прошлого, тому картины Бабеля могут показаться страшны ми. На самом деле, Бабель, как художник, является подлинным револю ционером. Странное дело!.. Величайшая революция потрясла мир, и что же мы видим в большинстве случаев у писателей при изображении людей? Пи сатель попрежнему беззаботно рассказывает о том, как ...он ее любил, И она его люоила; Но другой ее полюбил, Но вмешалась какая-то сила *). Также ползают по гостиным мещански-тепловатые мокрицы, также за самоваром вздыхают об исчезнувшем уюте и тепленьких ощущеньицах. Прочтите, например, две книги П. Романова «Русь». Какая незыблемая без мятежность внешнего изображения, какое гостиное, окошечное представле ние о людях, пусть даже старорусских; какая невытравимая комнатная психология. Гончаровский эпигон, П. Романов, прямо великолепен в своей сохранившейся музейной редкости. И откуда у людей берется эта неистре бимо-мещанская манера видеть так людей. Даже эмигрант Мцнцлов при за рисовке старой Руси художнически более «революционен». Или взгляните на Ю. Слезкина, на его «Девушку с гор»... Прямо поражаешься, до чего же упрям и жизнеспособен этот вечный Гоголевский почтмейстер! «Жизнь моя, милый друг, течет в эмпиреях, барышень много, штандарт скачет, му зыка играет!».., Бабель первый осмелился показать людей, для которых в мире нет ничего этого. Нет ни горшков с геранью, ни лампадочек, ни папеньки, ни маменьки. Заново, все заново' Никаких кумиров! Никаких богов! В крови по-новому звенит неистребимый органический позыв к жизни, к вновь рождающимся смутным, но незыблемым целям и ее извечным законам. Эти законы вновь найдены художником: это материнство, дружба, ненависть, фанатизм борьбы, любовь к женщине, к животному. То же самое мы находим и у героев Л. Сейфуллиной. Гришка, Ванька, Вгринея, Сафрон поражают читателя упорством к жизни, непреоборимым стремлением к сохранению своего рода, своих органических жизнепроявле- ний, о которых давно забыли герои _Анд. Белого. Здесь выступает освобожденный от исторических, извращающих его грироду лохмотьев человек, которого впервые показал в русской литературе Л. Толстой, за ним— М. Горький. *) Н. Изонги. «Сиб. Огни», № 5, 1922 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2