Сибирские огни, 1925, № 1
Но литературно, в смысле арсенала приемов письма, мы совсем не ставим своей задачей ограничение писателей манерой натурализма и фото графического реализма. Активное и монистическое мировоззрение даст воз можность творчески спрессовать и преобразовать многое из классических приемов старого искусства. В конце-концов, будет создан и свой миф, и своя область фантастики, и здоровый символизм. Но все это явится уже после того, как новый культурный миропорядок даст свои реальные ре зультаты, после того, как мы безвозвратно минуем период эклектического нэпа, во всех смыслах этого слова. Будет своя семья, своя цельная экономи ческая система, и над этим всем— своя философия и свой ряд эстетических феноменов. Тогда обретем и свою целостную фанастику, неизменно входя щую в ткань всех самостоятельных культур. Но эта фантастика так же будет отлична, например, от греческой, как пшеничное зерно от кантовского по нятия «вещи в себе». А начинаем, или, точнее,— вот-вот начнем с самого подлинного и здорового реализма, внутренне совершенно освобожденного от идеалистических изломов прошлого, но с большой дозой собственного идеализма, в смысле отбора художнического материала. Отбор материала на первых порах должен играть огромную роль. Читатель наш приемлет довольно благожелательно таких реалистов, как Неверов, Новиков-Прибой, Серафимович, Яковлев Ал., которые идут по следам М. Горького или рядом с ним, не в смысле прямого подражания, а в смысле общей манеры реалистического письма и честного, хотя и неглу бокого временами, отбора, в смысле мироощущения и способном в нашем несовершенном человеке разглядеть его ненависть к внешним причинам этого несовершенства. Гакие произведения, как «Подводники», «Андрон Не путевый», «Железный Поток», выгодно отличаются от массы произведений своей ясностью целей, пусть, временами элементарных. Сюда можно отнести и произведения Н. Ляшко, Низового П. Суммарность пусть извинит нам на этот раз: мы говорим лишь о течениях в литературе. Литература наша пока в культурном смысле лишь живописна, зри- тельна даже у лучших ее представителей. Но на первых порах ценно и то, что очищенное поле не засоряется старыми ощущеньицами и доморощенными социальными домыслами. Это, конечно, недостаток литературы, но это не несчастье. Гораздо хуже, когда на зримое наслаивается безнадежно-за- мызганный штамп мещанских представителей. Л. Троцкий правильно назы вает «комнатным миросозерцанием» тот подход к жизни, который обна ружила, далеко внешне не бесталанная, М. Шарйгян в своем романе «Своя судьба» и позднее в романе «Приключения дамы из общества». Тенденций противоположного характера, но столь же штампованные мещанами от ре волюции, также вредны литературе. И. Тарасов-Родионов вполне может пре тендовать на свое соответствие с М. Шиднян. Здесь, пожалуй, будет обидно не за него. Писатель В. Вересаев не сумел совершенно освободиться от интелли гентской тенденции в своем добросовестном и честном романе «В тупике». Здесь безусловно нет нарочитой предвзятости, а сказывается застывшая ма нера интеллигента с его отсутствием капельки «безумия» и художниче ского увлечения. Нельзя писателю чувствовать меньше читателя, это ему никогда не прощается. Здесь ограничение своих задач очень выгодно отличает некоторых из писателей. Так, Ольга Форш, изображающая остро обывателя в революции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2