Сибирские огни, 1925, № 1
Всякая вещь со специфическим назначением имеет в себе оттенок «искусства». Даже при покупке хомута мы не ограничиваемся слепым ощу пыванием материала, кожи, войлока, дерева, но при этом всегда исследуем, пытаем его форму: выдержана ли в нем гармония соотношения частей— кле щей, супони, хомутины и т. д. И только тогда надеваем его на свою лошадь. Сознательно или бессознательно, это безразлично, но всякий раз мы ощупываем форму каждого произведения искусства: гармоничное соотно шение частей: слов, языка, стиля, плана и содержания. И затем, или одновре менно,оцениваем его с точки зрения социальной ценности. Только отсюда становится ясна его социальная природа. Без этого социально-эстетического вкусового ощущения никакая политграмота Коваленко не спасет критика. Социальная природа искусства неразрывно связана с самым словом, ритмом его, планом, общим стилем его. Совсем не надо знать содержания романов «Жанна Ней» Ил. Эрен- бурга и «Дух времени» Вербицкой,— достаточно прочесть несколько глав— пусть даже социально безразличных по содержанию,— чтобы сказать, что эти произведения асоциальны вообще. Они бесхарактерны и бескостны. Обывательски беззвучны. То и другое в социально-эстетическом смысле— жеванная тряпка, мыло с сахаром. Но легко это сказать по отношению к Вербицкой и Эренбургу, кото рые вообще не писатели, а если и «писатели», то со столь ярким выраже нием печати мещанства (одна— русская, доморощенная, уездно-Москов- ская, другой— с европейским богемским лоском), что от них за версту смер дит. Гораздо труднее свои диагнозы распространять на всю современную ли тературу. Что, собственно, называем мы современной литературой? Условимся на время первой части нашей статьи этим обозначить ряд следующих имен: А. Аросев, А. Белый, И. Бабель, Вл. Бахметьев, С. Бу- данцев, М. Булгаков, К. Большаков, В. Вересаев, Арт. Веселый, Мих. Вол ков, Ив. Вольнов, Ф. Гладков, М. Горький, С. Григорьев, А. Грин, Ис. Гольдберг, Ив. Демидов, А. Дроздов, Евг. Замятин, Еф. Зозуля, Мих. Зо щенко, Вл. Зазубрин, Вс. Иванов, Каверин, Ив. Касаткин, Вал. Катаев, Мих. Козырев, Дан. Крептюков, Л. Леонов, Ю. Либединский, Вл. Лидин, Н. Ляшко, А. Малышкин, О. Миртов, А. Неверов, Н. Никитин, А. Нови- ков-Прибой, П. Низовой, Н. Никандров, Я. Окунев, Бор. Пильняк, Мих. При швин, Н. Огнев, П. Романов, Л. Сейфуллина, А. Серафимович, М. Сива- чев, М. Слонимский, Юр. Слезкин, Андр. Соболь, С. Сергеев - Ценский, Коне. Федин, Ольга Форш, М. Ша'Шнян, Ал. Яковлев, А. Тарасов-Родионов, В. Шишков, А. Чапыгин, К. Тренев, Ал. Толстой, С. Семенов, Ил. Эренбург. Среди этого полка людей, пробивающихся к тому, что мы называем художественной литературой, есть уже вполне определившиеся имена, ко торые мы вправе назвать «мэтрами», имеющими своих учеников. Таковы, например: М. Горький, Евг. Замятин и Анд. Белый. Их имена, безусловно, имеются и в профессорских фолиантах. Каково же их влияние на новую литературу? И кто из них, как ху дожник, носит в себе, хотя бы смутно, проэкционно, капли будущей куль туры искусства? Впервые этот вопрос поставлен не нами. Приоритет его принадлежит Ис. Лежневу и Стрельцу из «России» ^России в кавычках). Они оба отдают в этом отношении дань всем троим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2