Сибирские огни, 1924, № 5
народно-хозяйственной жизни. Об'единение всего человечества в определенных хозяй- ственных формах, уничтожение националь- ных, социальных и других перегородок, — э то музыка отдаленного будущего. Когда общечеловеческие идеалы пы- таются притянуть к современной классовой действительности, то этим самым хотят или прибегнуть к своеобразному такти- ческому приему вуалирования классовой сущности своей программы, или свернуть с реальной почвы классовых отношений в область безбрежных мечтаний. Говоря о человечестве, строит ли Прав- духин программу общественной деятель- ности или пишет биографию своих на- строений? Если первое, то в чем заклю- чается «обще-человеческая программа», ка- кие правила общественного поведения пред- писывает Правдухин ее последователю? Выдвигая на первый план общечелове- ческие задачи в области искусства, Правду- хин невольно и, может быть, бессозна- тельно попадает в лагерь оппозиции по отношению к современной классовой дей- ствительности. У каждой вещи есть два конца, и для того, чтобы не впадать в односторонность, нельзя один конец наде- лять всеми совершенствами, молчаливо об- ходя другой. Жизнь построена на противо- речиях. Задача искусства состоит в том, чтобы суметь охватить жизнь во всех ее противоречиях. Сложность и многообра- зие процессов современной действитель- ности не дает об'ективных оснований за- ключать, что все дороги ведут в Рим об- щечеловеческих идеалов. В хаосе совре- менных противоречий мы улавливаем их классовую сущность, и этот признак яв- ляется единственным для правильного по- нимания современной действительности. Писатель, теряющий ариаднину нить современной действительности, зовущий всех в светлый храм человечества, не может претендовать на то, что его твор- честву присущ внутренний запах револю- ции. Наоборот, его общечеловеческие мечты, если бы они и были программой максимум революции, неизбежно превратятся в барьер, препятствующий правильному по- ниманию «внутреннего запаха революции». Не зовите нас в храм в т от момент, когда мы идем на баррикады. Улавливая по творчеству образ писа- теля, невольно вспоминаешь выражение В. Правдухина, что «старая литература будет нам долго и крепко дорога». Вели- кие тени прошлого, в лице Толстого и Ко- роленко, мешают В. Правдухину видеть дей- ствительность в ее настоящем свете. Он слишком много взял от идеологов обще- человеческой правды, чтобы без внутрен- ней борьбы, не оглядываясь назад, пойти дорогой Октября. В этом отношении творчеств В. Прав духина отражает собою взгляды и на строения довольно широких кругов совре менной интеллигенции. Они прияли рево люцию чувством, но не владеют методом революции и поэтому рискуют попасть в западню эклектизма. Мы верим, что книга В. Правдухина есть только один из этапов его творче- ского пути. «Литературная современнность» показывает, что в ее авторе имеется гро- мадный запас неизрасходованных сил и большое художественное чутье. Люди с таким богатым материалом нужны рево- люции. Творчество В. Правдухина дает осно- вание надеяться, что он в скором времени преодолеет барьеры, мешающие ему поста- вить точки над i, и во всеоружии и блеске своего литерагурного гнева ринется в от- крытое море классовой борьбы с лозунгом: « Через пролетариат к человечеству» Д. Чудинов. «Литературно-художественный альманах для всех». Книга первая. Рабочее Из-ство «Прибой». Ленинград. 1924 г. 270 стр. Ц. 2 руб. Издательство «Прибой» в 1924 году вы- пустило два альманаха. Первый из них «Стройка», как уже отмечалось на страни- цах «Сиб. Огней», об'единил вокруг себя пролетарских поэтов и писателей с произ- ведениями, заслуживающими широкого об- щественного внимания. Настоящий альманах составлен по боль- шей части из крупных произведений как известных уже писателей (В. Иванов, А. Ча- пыгин, О. Мандельштам, В. Александров- ский), так и еще мало выявивших себя 1Б. Лавренев, Н. Катков и пр.). В альманахе мы находим большую по- весть Бориса Лавренева «Ветер» (о днях Василия Гулявина). Сюжет повести развер- тывается на фоне первых дней революции, Октябрьского переворота и гражданской войны. Главный герой повести—Василий Гу- лявин—«Балтийского флота, первой статьи минер»—после того, как Москва, Ленин- град начали жить по-новому, по-револю- ционному, был отправлен в качестве началь- ника летучего матросского полка красной гвардии на Украину для борьбы с бело- гвардейскими отрядами. Оттуда—в Крым. Ранение. После выздоровления работает в совнархозе, но новое служебное поло- жение не нравится. — Что я—вошь, что-ли, по бумаге ползать?.. Его действенная натура не терпит по- коя, сидячей жизни. Снова фронт. По поручению нашего командования Гулявина отправляют в штаб генерала Алексеева с целью контр-разведки. У Гу- лявина документы поручика Волынского 16*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2