Сибирские огни, 1924, № 5
Нгчнем хотя бы со следующей необ- ходимой поправки. Интернационал К. Марк- са и В. Ленина есть не что иное, как ге- ниальное оформление здоровых начал че- ловека. Совсем не случайно Правдухин за- говорил об интернационале после изложе- ния того, что здоровые начала есть даже в маршале Даву и генерале Растопчине. Распространять общечеловеческую бла- годать даже на явных преступников и со- циально-вредные элементы—это значит обладать большим запасом оптимизма. Ведь был же на свете такой «безумец», как Роберт Оуэн, который убеждал Нико- лая 1 жить на началах новой гармонии. Почему же не быть В. Правдухину? Но В. Правдухин суб'ективно может придер- живаться каких угодно воззрений: это его лиЧное дело, но когда он выступает на арену общественно-публицистической дея- тельности, то он должен считаться с опытом истории и с фактами действитель- ности. В. Правдухин выдумал свой интер- нацнонал—интернационал чувства и на- строений, и считает, что в этот интерна- ционал может попасть даже маршал Даву. Но при чем же тут Карл Маркс и В. Ле- нин основатели боевого' интернационала, интернационала беспощадной борьбы со всякими маршалами и генералами? Конечно, если подходить с биологи- ческой точки зрения, то между маршалом Даву и К. Марксом кое-какое сходство и найдется, но что же из этого следует? Ведь Правдухин сам совершенно пра- вильно указал, что все искусство совре- менности не избежит великого суда со- циальности. А если с точки зрения со- циальности подойти к творчеству писа- теля, утверждающего, что маршал Даву и генерал Растопчин в сущности уже не такие плохие люди, то можно сказать, что у него социальность какая-то рафиниро- ванная, маниловско-айхенвальдовская. Та- кой социальности в природе нет. Правду- хин запел свою песню человечества слиш- ком рано. Сама по себе идея человече- ства, конечно, хороша и привлекательна. Но все хорошо во благовремении. Что Правдухин скажет о человеке, который на похоронах запоет «Камаринскую», или во время наводнения будет воспевать нос Клеопатры? Я берусь за винтовку, чтобы участвовать в сражении. Правдухин меня одергивает и предлагает поговорить о рай- ском блаженстве. Правдухин хочет от искусства времен Короленко и Толстого перескочить в царство социализма, минуя переходную мучительную и продолжитель- ную эпоху. Переходная эпоха тоже имеет свою культуру, и искусство современности будет питаться культурой переходного пе- риода. Борьба классов продолжится целые де- сятилетия, она наложит свой отпечаток на все проявления общественной жизни, она пропитает собою всю общественную пси- хологию приблизительно так же, как во времена средневековья религия проникала во все поры общественно-политической жизни. Окружающие общественные явле- ния будут расцениваться по их классовой функции, по той роли, которую они вы- полняют в классовой борьбе. Искусство, наука и техника будут играть служебную, в отношении классовой борьбы, роль «Исторический путь,—сказал Н. Г. Черны- шевский,—это не Невский проспект», и он ведет по пути ожесточенных классовых войн. Социальную революцию и ожесто- ченную классовую войну ни на каком коне об'ехать нельзя. Революцию можно только пережить, перенести на своих пле- чах все, что ложится на них ходом исто- рических событий. Искусство, призванное играть социаль- но-организующую роль, обязано принять участие в ожесточенной классовой войне. Одним словом, нам нужно пройти первый и самый важный исторический этап. Всю энергию и мощь рабочего класса надо ор- ганизовать, чтобы пройти этот первый этап. Все интеллектуальные и моральные силы, имеющиеся у рабочего класса и со- циально-родственных ему элементов, дол- жны быть направлены на преодоление раз- н образных препятствий данного этапа исторического пути. Организация воли и чувства рабочего класса должна быть ор- ганической работой, ложащейся на все по- коления революции. Если мы не напряжем всех сил, не выя- вим всей потенциальной мощи рабочего класса, мы можем оказаться отброшенными назад не только на десятилетия, но и на столетия. Если представить себе такую не ли- шенную реальности диллему, то перед об- щественным деятелем писателем, худож- ником, социально-воспитанным, сознающим перед историей ответственность за свои поступки, станет очевидной программа его общественной работы. Может быть, при таких условиях программа общественной деятельности окажется не вполне гладкой, и вряд-ли она будет удовлетворять прин- ципам гармонического общества. Но тут уж ничего не поделаешь. «Всякому явле- нию жизни Российской присущ внутренний запах революции». А революция, как из- вестно, вещь не вполне гармоническая. Когда Правдухин говорит о человече- стве, то что он в это понятие вкладывает? Человечество—величина чисто арифмети- ческая. В настоящее время никакого кон- кретного социального содержания в поня- тие человечества не вложишь. Нет еще в современной действительности об'ективных предпосылок, чтобы понятие «человечество» из голой схемы оделось живой плотью
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2