Сибирские огни, 1924, № 5
в свое лоно_ все человечество; ее класс, как юноша, внес в искусство то, что нужно было всему человечеству. Пока роль бур- жуазии для человечества была обществен- но нужной, полезной, освобождающей, ее выходцы находили и для искусства те-же мотивы, которые чаровали все человече- ство». Буржуазия свою историческую миссию выполнила и рано или поздно должна сойти со сцены-. Вместе с буржуазией и ее куль- турой уходит и искусство буржуазной эпохи. Мы должны для характеристики воз- зрений В Правдухина заметить, что он ни разу, насколько мы помним, не употребил выражение «буржуазное искусство »; он везде употребляет « искусство буржуазной эпохи». Это характерно. Искусство призва- но служить человечеству, поэтому оно не может быть ни буржуазным, ни пролетар- ским: оно может только брать материал из той или иной эпохи, но искусство отме- чено перстом человечества. «В искусстве революции оставлено только общечеловеческое, народное. Цель пролетариата - не сменить кого-либо на троне, его цель—создание внеклассового общества, противоположного до сих пор всем бывшим формам его. Поэтому искус- ство пролетарской эпохи должно поставить цели расширения своих образов до обще- человеческих, сверхклассовых, планетарных, как любит говорить М. Горький». «Поэт грядущей эпохи должен достать из своих глубин, из глубин класса, те цен- ности, которые являются нетленными в ве- ках, создать картины, музыку, слово, кото- рые бы чаровали и неотразимо влекли нас к будущему». В. Правдухин, в воззрениях на искус- ство пролетарской эпохи, поднимается на такую высокую позицию, что мелкие бугры и ямы низменности сливаются с общим фоном. Правдухину кажется, что в человеке слишком сильна власть общечеловеческих настроений. Несмотря на все социальные перегородки между людьми разных классов, состояний и положений, в них есть нечто такое, что им дает право войти в «царство небесное» общечеловеческих идеалов. В са- мой жизни и в лучших ее проявлениях есть нечто, поднимающее нас над социальными отношениями и антагонизмами. Задача ис- кусства состоит в том, чтобы в разнооб- разных проявлениях жизни собирать заро- дыши общечеловеческих идей и тщательно их накапливать и культивировать для гря- дущего внеклассового общества. Внутри каждого человека есть чувства и пережи- вания, дающие ему возможность смотреть на себя, как на часть человечества. «Жива жизнь и жив человек... Это жи- вое просекает собой толщу наших рели- • Си'ирские Огни*. М 5. 1824 г. гиозно-догматических выкладок, безнадеж- но-лживую толщу наших социальных отно- шений. И оно, это живое, не где-нибудь там, в мистическом, потустороннем мире, а постоянно живет здесь, с нами. Оно прояв- ляется в смехе, в матерщине русских и французских мужиков-солдат, братающихся в Севастополе, оно в неожиданной радости Ростова... Оно во взгляде Андрея и дере- венских голубоглазых девчурок... Оно смот- рит из глаз всего живого, и даже глаза маршала Даву поддаются этой стихии, ког- да он, взглянув в глаза Пьера, отказывается от его расстрела. Этой страшной стихии боится губернатор Растопчин, когда он от- водит свои глаза от взора отданного тол- пе на растерзание Верещагина. Интерна- ционал, ведь это же не выдумка К. Маркса и В. Ленина и даже ие их создание, а толь- ко гениальное научное оформление и дей- ственное осуществление того, что сохра- нилось,—несмотря на рабство, крепостное право, классовый строй общества—разно в отдельных людях, в отдельных группах, главным образом, в трудовых классах, пре- имущественно у пролетариата, как основ- ное и здоровое начало человека». Читатель видит, что В. Правдухцн при- нимает в интернационал даже маршала Даву. Автор влюблен в идею мирового, общечело- веческого интернационала и считает, что задача современного искусства приближать час его появления. В современной действи- тельности нужно собрать все элементы общечеловеческих эмоций, и эту культуру будущего сберечь до тех пор, пока не со- зреют об'ективные условия для внеклассо- вого общества. Такова, в общем, точка зрения автора «Литературной современности». В. Правду- хин изгоняет из области художественного творчества всякую тенденцию, нарочитую схему, искусственную надстройку в виде произведений И. Эренбурга и пр. Он тре- бует, чтобы творчество писателя было ор- ганически целостным процессом восприятия действительности. Будь непосредственным в своем твор- честве, наблюдай жизнь и отображай ее в своих образах, и ты будешь полезен чело- вечеству, а следовательно и тому классу, который стремится к внеклассовому един- ству. Через человечество к пролетариату. Вот путь современного искусства и его основная заповедь. В начале рецензии мы уже заявили, что не можем подписаться под всеми положе- ниями автора. Нам кажется,, что автор своей теорией общечеловеческого искусства становится на чрезвычайно опасный, с тео- ретической и практической точки зрения, путь. IG
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2