Сибирские огни, 1924, № 5
Критика и библиография В. Правдухин. — «Литературная совре- менность». Москва. Госиздат, 1924. Ц. 2 р. Начиная разбор книги В. Правдухина «Литературная современность», недавно из- данной' Госиздатом, мы не можем умолчать, что творчество В. Правдухина, как литера- турного критика, проходило на глазах чи- тателей «Сибирских Огней». Даже больше того: вместе с ростом и укреплением «Си- бирских Огней», развертывалось и творче- ство В. Правдухина. Его книга «Литературная современ- ность» включает в себя значительную часть статей, помещенных в свое время в «Си- бирских Огнях». А так как «Сибирские Огни» являются журналом молодым, еще не прожившим полных трех лет своего суще- ствования, то мы, на основании этого, впра- ве считать В. Правдухина еще совсем мо- лодым писателем, только что вступающим на чрезвычайно трудный и тернистый путь литературной критики. Называя В. Правду- хнна писателем молодым, мы испытываем чувство живейшей радости: то, что напи- сано В. Правдухиным до сего времени, дает основание надеяться, что ему предстоит большая будущность. Заранее оговариваем- ся, что мы не можем подписаться под всеми положениями, высказанными в «Литератур- ной современности», и совсем не намерены писать В. Правдухину панегирик. В голой похвале, если бы даже она соответствовала внутреннему состоянию хвалителя, всегда есть нечто фальшивое и оскорбительное для того, кого хвалишь. Мы глубоко верим в способности и та- лант В. Правдухина и на основании этого предпочитаем деловую критику бесплодным восклицаниям. Бывает такая степень ува- жения, которая исключает всякую похвалу. Прежде всего два слова о характере расположения материала, помещенного в кни- ге. Не знаем, насколько правильно наше суждение, но нам кажется, что статьи, ранее помещенные В. Правдухиным в «Си- бирских Огнях» и «Красной Нови», вошли в книгу почти без всякого изменения. Ста- тьи эти писались на разные злободневные литературные темы: «Искусство в стихии революции», «Пафос современности и моло- дые писатели», «В борьбе за новое искус- ство» и т. д. Вследствие этого вся книга производит впечатление сборника статей, соединенных в книгу механически, без до- I. статочной последовательности развития тех или иных идей. Но, должны сознаться, что, благодаря такому расположению мате- риала, она выиграла во внутренней цель- ности: идея, занимающая автора, преломи- лась под разными углами и тем самым ста- ла значительно яснее и выпуклее. Кроме того, автор оперирует с таким громадным количеством конкретного материала, что некоторой повторяемости основных положе- ний критики почти не чувствуется. Вся книга буквально сочится материалом лите- ратурной современности, искрится прекрас- ными образами и читается с неослабеваю- щим интересом. Интерес к книге растет еще и потому, что значительная ее ча£ть посвящена полемике с другими современ- ными течениями в русской литературе. На- до отдать В. Правдухину должное: полеми- зирует он с исключительным умением. Ко- нечно, в этой полемике, как и во всяком бою, не обходится, без увлечений, но в об- щем полемика В. Правдухина хороша. Кни- га написана по форме изложения безупреч- но и читается так же, как хороший роман. Переходя к содержанию книги, мы обраща- ем внимание на выражение, помещенное вместо эпиграфа, что «каждому явлению жизни Российской присущ внутренний за- пах революции». Вновь выпущенная книга это тоже явление, и книга Правдухина вполне оправ- дывает вышеприведенный тезис автора. Сначала В. Правдухин пытается дать своей теории отвлеченно - теоретическое обоснование. Подражая целому ряду писа- телей, Правдухин выводит свою формулу искусства. Должны признаться, что форму- ла В. Правдухина никакими достоинствами, по сравнению с формулами, ранее Правду- хина выдуманными, не отличается: она так же туманна и беспредметна, как и другие формулы. Слов много, а толку мало. По- слушайте, как В. Правдухин определяет ис- кусство: «Искусство есть своеобразный, наиболее целостный и общественно-плодо- творный процесс всеоб'емлющего человече- ского познания, содержание и формы кото- рого, монолитно и гармонически спаянные, получают свое выражение в живых обра- зах, зарисовываемых словом, звуком, кра- ской и линией» *). *) Стр. 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2