Сибирские огни, 1924, № 5
Но в романе «Два мира» есть страницы, из которых бьет подлинная художе- ственная сила и в общем остается нужное впечатление от этих широких, внутренне правдивых картин борьбы двух миров, несмотря на многие не- достатки романа. Зазубрина отличает от других писателей особый фанатизм, ненависть к из'янам нашего быта и бытия, фанатизм, который рождается у него в ко- нечном счете из-за любви к здоровому человеку. Задача писателя пока- зать победу этого здорового в жизни—в картинах живой действительно- сти. не запугивая читателя «ужасами» ее. Совершенно иначе подходит в сущности к тем же темам писательни- ца Л. Сейфуллина. И действительно, если у Зазубрина есть еще недоработанное^, сти- листический эклектизм, то Л. Сейфуллина, будучи всегда самостоятельна, давая свою собственную своеобразную форму письма, имея свой- внешний лик, дает эстетически и социально большое содержание, лишенное в то же время нарочитого славословия современности. Ее стиль прост, когда он дан вам, как нечто законченное. И внешнее его своеобразие, казалось бы, за- ключается лишь в том, что он дает в описаниях быстро мелькающих собы- тий отрывистую форму фраз, но при внимательном рассмотрении стано- вится ясно, до чего музыкальна всегда та или иная форма фраз, до чего ху- дожественна, обязательна и естественна своеобразная расстановка отдель- ных слов в этой фразе. Самые обычные слова и фразы у Сейфуллиной зву- чат своеобразной и мужественной силой. И чувствуется, что это происхо- дит от того, что автор не ищет формы для своих произведений—она рож- дается у него органически, потому что автор носит в себе художническое ощущение современной великой эпохи. Наша эпоха срывает с людей, с их быта исторические вырожденче- ские наслоения и для того, чтобы художественно зарисовать ее, надо обла- дать первобытным, здоровым и крепким мировоззрением. Нужно стать снова до известной степени яснооким дикарем. Лик нашей эпохи Л. Сей- фуллина запечатлевает нам в рассказе о женщине, оторвавшейся от своих здоровых корней и вновь их обретающей с революцией (четыре главы «Ви- ринея», в рассказе о беспризорных, о* «Правонарушителях», которые и в ужасающем уличном быту умеют сохранить в себе буйную силу органиче- ски побеждающей молодой жизни и, наконец, в широких картинах уездной, деревенской революции («Перегной», «Ноев ковчег», роман «Путники»), где из крови ужасов, нелепицы встает новая жизнь, побеждает новый, со- хранивший свое здоровое человеческое нутро около земли мужик. Исключительная зоркость к новому быту, своеобразный, живой и глу- бокий. жизнью брызжущий юмор, огромный диапазон описываемых собы- тий и лиц, и все это наряду со светло-звериной, упрямо-монгольской жад- ностью к жизни,—к ее основным устремлениям—рождению, любви, просто- му героизму, ненавистью к ее извращениям («Преступление»), интеллекту- альному кривлянью, героической внешней позе, наигранности, любовь к огромным будущим глубинам и возможностям жизни, говорят за то, что Л. Сейфуллина талант 1 исключительный, сильный и своеобразный. Эти чер- ты таланта делают ее писательницей, наиболее близкой нашему молодому поколению, о котором она много пишет (книга «Молодняк»), Удачно зарисовал «Неделю» уездной революции, борьбы за револю- ционные завоевания в своей повести «Неделя» Ю. Либединский. Пишет Ю. Либединский еще неумело, он еще крайне наивен, как художник. Но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2