Сибирские огни, 1924, № 5

тельно Леио-Байкальским Управлением Водного Транспорта и Главным Гидрографн- .ческим Управлением. Экспедиция эта, под начальством Н. Евгеньева, за навигацион- ный период произвела опись судового хода по Лене от Якутска до ее дельты и части Олснекской протоки, побережья от устья р. Лены до устья р. Оленека, входа н тече- ния последней вверх на 50 верст и ряда других протоков дельты р. Лены. Произве- дены, кроме того, ряд с'емок, промеров, метеорологических, астрономических и магнит- пых наблюдений, рекогносцировка местонахождений каменного угля в бухте Тнксп, установившая наносный характер этих месторождений, свидетельствующих, однако, о несомненной близости местонахождений коренного залегания угля, и т. д.*). Недостаток средств не дал возможности, к сожалению, продолжить гидрографи- ческие и иные исследования в этом районе и в следующие годы. Но и эти две экспе- диции установили с несомненностью возможность сношения обширного Якутского края с внешним миром через устья Лены и Оленека. Таким образом, оказывается, что не только устье огромной Лены, но и устья даже таких второстепенных по сибирскому масштабу рек, как Колыма, Индигирка, Яна и Оленек—вполне доступны для морских судов. Известная-же большая мягкость режима и доступность Арктического моря у Якутского побережья в сравнении с Карским морем делает возможность сообщения морем там более легким, чем путь к устьям Оби и Енисея. Следовательно, все дело там лишь за исследованием устьев названных рек и соответствующими оборудовани- ем н снабжением рек необходимым тоннажем. В таком положении находится сейчас вопрос о морских сообщениях Сибири с внешним миром. Многовековой предрассудок о" недоступности Сибири с севера, г, си- лу непроходимого постоянного ледника, еще до недавнего времени сковывавший умы европейцев, должен считаться в настоящее время окончательно павшим. Возможность безопасного, регулярного и удобного сообщения морем с берегами Сибири—факт уже непреложный. Her сомнения, что рожденная в пылу жесточайшей войны и великой революции молодая Россия выйдет из всех потрясений обновленной, полной сил и быстро станет страной, более богатой, цветущей и могучей, чем была до войны, при отжившем архаическом строе. Путь к этому в использовании всех неограниченных потенциальных возможностей, которыми особенно богата Сибирь, и в частности ее пустынный неизученный север. Раскрепощение масс от опеки старой бюрократии и пробуждение широкой инициативы и самодеятельности на местах, до самых глухих окраин включительно, в связи с стремлением возможно скорее восстановить пошатнувшуюся экономическую мощь, быстро приведут к утилизации всех наших дремлющих втуне богатств, что приведет к небывалому росту нашего экспорта. В то же время, железный закон экономической необходимости неизбежно толкнет капиталистические страны к ши- рокой торговле с Советской Россией, начало чему мы видим уже и теперь, что вызо- вет, само собой, и чрезвычайный рост импорта к нам. При нашей бедности путями сообщения, в этих условиях, естественно, что нормально оборудованный Северный Морской Путь к устьям могучих сибирских рек вырастет в фактор чрезвычайного значения в экономической жизни страны, как гигантская артерия циркуляции потока экспортных и импортных грузов. Конечно, это пока еще будущее. Но буду- щее это теперь уже не за горами. *) Н. Евгеньев.— «Краткие предварительные данные о работах Усть-Ленской Гидрографической экспедиции 1921 года». Записки по гидрографии. Т. XLV. Петро- град. 1922 год.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2