Сибирские огни, 1924, № 5
Менее отразились неблагоприятные условия последних лет на гидрографиче- ских и гидрологических работах. Управлением по обеспечению безопасного плава- ния судов в водах Карского моря—«Убеко Сибири» (бывший Обь-Енисейский гидро- графический отряд), руководящим работами гидрографических отрядов в северных во- дах Сибири, все эти годы велись регулярные работы по дальнейшему исследованию, оборудованию и обстановке морского пути в Карском море и устьях Оби и Енисея; с'емки, промеры, обстановка знаками, метеорологические наблюдения, изучение дви- жения льдов и исследования фарватеров и т. д. велись и ведутся и ныне системати- чески, нз года в год, частью ежегодными рейсами гидрографических судов, частью работающими постоянно персоналами радиостанций. Последних в районе Карского моря и в устьях Оби и Енисея имеется уже восемь действующих круглый год—в Югорском Шаре, в Карских воротах, в Маточкипом Шаре, на м. Маре Сане, в Обдор- ске, на о. Диксоне, в Усть-Еннсейском порту и в с. Дуднике—и одна действующая лишь в навигационный период в Новом Порту в Обской губе*). Само собой разумеется, что работа по изучению и устройству Северного Мор- ского Пути к устьям Обп и Енисея далеко еще не закончена. Будет вернее сказать, что она лишь начинается. Перед «Убеко Сибири», Комитетом Северного Морского Пути и всеми другими заинтересованными учреждениями стоит еще колоссальная задача. Для полной безопасности п налаженпости пути необходимо оборудование ряда новых радиостанций и снабжение их, плюс к существующим видам,—авиослужбой, не го- воря уже о необходимости полного исследования и изучения этого пути и обстановки его всеми необходимыми знаками. Для успешности и безопасности перегрузочных работ, производимых ныне вдали от берегов, особенно для массовых получений и отправок грузов, необходимо устройство ряда отвечающих своему назначению порто- вых сооружений. Первый шаг в этом направлении уже сделан; в устье Енисея, в Луковой проток, у остр. Пашкова, еще с 1917 г. строится такой перегрузочный порт, пока еще не законченный**). Для использования же оборудованного так морско- го пути в полном об'еме—должен быть создан достаточно мощный речной тоннаж по Оби и Енисею. Задача, повторяем, огромная, которая должна быть еще выполнена. Но и в настоящий момент—возможность свободного и безопасного плавания этим путем—факт установленный; экспедиции последних лет—лучшее тому доказатель- ство. Хуже, несколько, как было и раньше, обстоит дело с установлением постоян- ной торговок связп северным морем с устьями рек Якутского побережья. За время революции прекратились и одинокие рейсы парохода «Колымы» в устья рек Якутского края н огромная отдаленная окраина вновь попала в исключительную зависимость от доставки грузов крайне длительным и дорогим гужевым способом из Якутска. Однако, при пробуждеппи общего интереса к Северному Морскому Пути в последние годы пе могли не подумать о возможности морских сношений и для огромной и бога- той Якутской окраины. И действительно, по инициативе Комитета Северного Морско- го Пути, в 1920 году направляется в устье Лены небольшая гидрографическая экспедиция рекогносцировочного характера, которой удается произвести беглое обследование некоторых протоков дельты р. Лены и открыть рядом с восточным ру- кавом этой дельты, на побережьн Ледовитого океана, бухту Тикси, отделенную от названного рукава узеньким перешейком и представляющую некоторые удобства для перегрузочных операций между морскими и речными судами. В следующем 1921 г. туда направляется новая гидрографическая экспедиция, снаряженная более основа- *) Данные эти любезно сообщены Зам. Начальника «Убеко Сибири», С. П. Дмит- риевым. **) Д. М. Бихман—«Морские сообщения Сибири». Красноярск, 1919 год. и»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2